Кто не видел, тот не поймет… Что знают нынешние юнцы про Алена Делона? Они ведь не видели фильмов с его участием. В эпоху мужественности на анаболиках и стероидах, а женственности – на ботоксе и имплантатах и понятия не может быть о том, кто такие Жан Габен, Энтони Куинн, Евгений Урбанский, Пол Ньюмен и, конечно же, Ален Делон. А ведь они олицетворяют ту самую умную, одухотворенную мужественность, что сегодня… нет, не утрачена, а загнана на задворки.
Да и нам, людям повидавшим, надо признаться перед остальными: мы и сами не слишком правильно представляем молодым эти великие имена, их актерские работы и достижения, их киноамплуа, близкое к миссии… Вот как рекомендовал нынешнему поколению директор Каннского кинофестиваля месье Тьери Фремо самого Алена Делона, которому там хотели вручить – и все же вручили! – «Золотую пальмовую ветвь» за вклад в киноискусство: «живой легендой и планетарной иконой».
Что ж, с этим не поспоришь, но как же это плоско, однобоко подстраивается под представление о современных «мегазвездах», не способных сыграть характер, изобразить эмоцию, живущих в кадре, словно фрики из компьютерной игры. А Делон сам приносил характер в любой фильм, его собственный, делоновский. Может, поэтому у него и не сложились отношения со штампующим глянец Голливудом.
Наверняка так! Хотя сам он, будучи продюсером, переделывал на французский манер голливудские поделки – надо же было и ему как-то зарабатывать пресловутую кассу. Но и в таких картинах он работал с явной самоиронией, компенсируя прямолинейность сюжета душевными нюансами. Или просто своей харизмой.
Впрочем, тогда такого слова не знали. Но самое главное, Ален Делон – гениальный актер, способный минимумом средств передать максимум смысла. Его взгляд работает порой поверх текста, вернее, гораздо глубже него! Вы можете сыграть драму одними зрачками? А у Делона это получалось несколько раз…
В фильме «Смерть негодяя» – одном из лучших в его фильмографии – есть сцена, где в кадре около минуты видны только его глаза. Он лежит на полу… приходит в себя после оглушения ударом сзади… и вдруг замечает рядом тело погибшего лучшего друга… Вот этот переход от беспамятства, потом к физической боли, а от нее – к боли душевной сыгран Делоном без малейшей мышечной мимики, одними зрачками и поражает своей правдивостью!
И объясняет весь смысл кинотриллера – зачем же герой Делона Ксавье Марешаль столь упорно желает убить одного негодяя, скрывающегося под маской моралиста и «человека действия», спасителя общества.
В фильме Алену Делону удается расправиться с современным Савонаролой, этим воплощением общественной глупости и ханжества. В жизни все получилось с точностью до наоборот – ханжи и глупцы извращенного XXI века просто достали гениального артиста!
Как только в апреле объявили о грядущем награждении Делона в Каннах, тут же в интернете, этой мировой ярмарке тщеславия, вывесили петицию с требованием все отменить из-за
«расистских, гомофобных и женоненавист-нических» высказываний актера.
Во-первых, высказывания не могут быть гомофобными, а только гомофобскими. Во-вторых, только самим «авторам» петиции известно, что такое гомофоб – термин придуман в Википедии и никакого научного, а тем более юридического определения не имеет. Ну а женоненавистником назвать красавца и любимца женщин могли только… как бы это сказать помягче... женщины, находящиеся вне темы.
Ревнители новой общественной «морали», эти последователи убитого в фильме «Смерть негодяя» последователя Савонаролы, мстят Алену Делону за то, что он не такой, как они! А это что за фобия? И как ее обозвать, чтобы потом иметь «право» лепить на людей ярлыки?
Стоит отметить, что великий артист никогда не стеснялся открыто высказывать свою точку зрения и некоторые из его заявлений действительно способны вызвать оторопь у защитников либеральной политкорректности. В частности, Делон негативно оценивал бесконтрольный поток мигрантов в Европу, прямо выражал свою поддержку правым политическим силам (включая «Национальный фронт»), выступал против легализации гомосексуальных браков и особенно против предоставления гей-парам права на усыновление, поскольку, по его убеждению, «у ребенка должны быть мама и папа».
Ну что ж, у человека может быть свое мнение, зачем же ему рот затыкать? Или это и есть современное понимание демократии, свободы и прав человека?
Настораживает странная тенденция западного общества. Не волнуйтесь, я не про выбор или смену пола… В те времена, когда Ален Делон боролся против воинствующего ханжества, на Западе придумали запрет на профессию. Для таких, как он, – и в 80-х его выжили из киноиндустрии. Зато теперь действуют радикальней – просто толпой затыкают рот, и не только профессионалам, но и любому человеку…