Погода, Беларусь
Главная Написать письмо Карта сайта
Специальный проект
>>>
Совместный проект
>>>
Люди в белых халатах
>>>



Мир и мы

№29 от 17 июля 2014 года

Синьцзян на Великом шелковом пути
Синьцзян на Великом шелковом пути

Не приедешь в Синьцзян, не узнаешь, какой большой Китай. Так говорят многие, кто впервые попал сюда.
В истории древнего Шелкового пути Синьцзяну отводилась ключевая роль. С какой бы стороны ни шли торговые караваны, они всегда пересекали Синьцзян. Открытие Шелкового пути не только способствовало торговле между востоком и западом, но дало жизнь новым городам, принеся им огромную выгоду.
Именно в  Синьцзяне начинается знаменитая, загадочная и таинственная Поднебесная империя. Следует отметить особо, что территория СУАР (Синьцзян-Уйгурский автономный район) издревле служила своего рода воротами в Западный край. Государства, находившиеся в этом ключевом регионе, стали свидетелями зарождения и плодотворного функционирования Великого шелкового пути — самой прославленной и овеянной легендами трансконтинентальной торговой магистрали античности и средневековья, соединявшей на протяжении веков Восток и Запад — Азию с Европой и Африкой.
Синьцьзян — одно из красивейших мест в Китае. Его столица Урумчи окружена горами Тянь-Шань, природными заповедниками. Здесь идет бурное строительство — стремительно растут новые кварталы городов, современные производства. Урумчи — город совсем небольшой, около 3 млн жителей, но развивается он как гигантский мегаполис. Это часть китайской политики по укреплению единства страны — инвестирование в западные районы десятков миллиардов долларов.

В минувшем году Си Цзиньпин, председатель КНР, провозгласил мегапроект будущих десятилетий — Китай будет строить новый экономический пояс Шелкового пути. Новые супертрассы, скоростные железные дороги пойдут из Китая через Казахстан и Россию до Европы. Что интересно, почти весь китайский отрезок пути проляжет именно через расположенный на северо-западе страны непростой Синьцзян-Уйгурский автономный район (СУАР). Урумчи — административная столица этой обширной территории Китая. Можно сказать, что самый центр Евразии и одна шестая часть КНР. Население, по китайским меркам, не такое уж и большое — чуть менее 22 млн. Этот регион граничит с российским горным Алтаем и Монголией, Казахстаном и Киргизией, Таджикистаном, Афганистаном и Пакистаном. Это — один из наиболее перспективных китайских регионов для сотрудничества с разными странами мира, в том числе и Беларусью.
Новые возможности
совместного строительства
В конце июня в Урумчи успешно прошел Международный симпозиум «Экономический пояс Шелкового пути — новая возможность совместного строительства и использования, совместного выигрыша и процветания».
На него собралось около 200 экспертов, ученых, бизнесменов, дипломатов, журналистов из 23 стран Европы, Азии. Они вместе обсуждали преимущества и возможные риски новой концепции в современных условиях. Организатором симпозиума в Урумчи выступила пресс-канцелярия Госсовета КНР, исполнителями — Академия общественных наук Китая, Китайское управление по делам издания и распространения литературы на иностранных языках,  Академия общественных наук СУАР.
Высказывались самые различные мнения по поводу перспектив экономического пояса Шелкового пути с тем, чтобы возродить дух плодотворного сотрудничества этой легендарной трансконтинентальной торговой магистрали прошлого. Кстати, в содержание этой концепции включены такие основные принципы, как политические контакты, дорожное сообщение, свободная торговля, денежное обращение, единодушие народов.
Так, начальник пресс-канцелярии Госсовета КНР Цай Минчжао считает, что новая экономическая стратегия поможет объединить потенциал стран с различными политическими и экономическими системами и станет одним из самых масштабных проектов современности.
Проект экономического пояса Шелкового пути не будет отдельным механизмом или субъектом, он будет опираться на уже существующие платформы двусторонних и многосторонних отношений, сообщил заместитель министра коммерции КНР Чжун Шань. Ядром этой долгосрочной стратегии должно стать торгово-экономическое сотрудничество с беспрепятственными потоками международной торговли. Замминистра отметил, что не случайно эта международная встреча прошла в Урумчи. Ведь именно этот район был одним из центральных в древнем Шелковом пути и сейчас призван стать ключевым в новом проекте.

По планам китайской стороны, экономический пояс трансконтинентальной торговой магистрали будет проходить через Центральную, Южную и Западную Азию, другие регионы, соединит Азиатско-Тихоокеанский регион и Европу. Он охватит от 20 до 40 стран с населением в 3 млрд человек. Чжун Шань считает, что у государств, расположенных на Шелковом пути, а также примыкающих к ним, имеется хороший фундамент для ведения взаимовыгодного сотрудничества в двустороннем и многостороннем форматах.
Исполнительный директор, вице-президент крупнейшего предприятия в сфере комплексного строительства — Китайской корпорации железнодорожного строительства Ху Чжэньи сообщил, что корпорация намерена активно участвовать в инфраструктурном строительстве в примыкающих странах. Уже готовы проекты 7 магистральных и 5 региональных железнодорожных путей.
Проект экономического пояса Шелкового пути является одним из наиболее знаковых и новаторских проявлений современных тенденций экономической глобализации. Такое мнение высказал на симпозиуме главный научный сотрудник Института Дальнего Востока  Российской академии наук, эксперт Российского совета по международным делам Владимир Петровский. «В случае своей реализации этот проект коренным образом изменит геоэкономическую и геополитическую ситуацию в Евразии», — убежден он. Россия считает важной новую инициативу, но речь будет идти о поиске путей возможного сопряжения проекта экономической зоны Шелкового пути и создаваемого Евразийского экономического союза, членами которого являются Россия, Беларусь и Казахстан.
Из Китая в Европу через Беларусь
Участие в проекте экономического пояса Шелкового пути может быть перспективным и для Беларуси, убежден Владимир Петровский. По мнению эксперта, «через имеющую выгодное географическое расположение Беларусь будет следовать, условно говоря, северная ветка нового экономического Шелкового пути». Следующие из Китая в Европу товары перевозят как раз через Беларусь.
«На мой взгляд, есть прямой резон для Беларуси подключиться к новому проекту, — считает Владимир Петровский. — Но другое дело, что нужно учитывать договоренности в Евразийском экономическом союзе всем его участникам». Вместе с тем эксперт не видит здесь никаких противоречий. Он сказал, что странам ЕАЭС было бы выгодно продавать свои товары за пределами союза. Научный сотрудник сослался на один из пунктов Договора о ЕАЭС, который предусматривает создание зоны свободной торговли с третьей стороной. Причем не оговорено, третья сторона — это одна страна, организация или сообщество.
Владимир Петровский особо подчеркнул тот факт, что экономическая зона Шелкового пути — не организация и поэтому не предусматривает наднациональных органов. «Это добровольное объединение стран и национальных экономик, экономическое сообщество, основанное на самостоятельном принятии решений, — подчеркнул представитель Российской академии наук. — По сути, это механизм экономической координации с  учетом  интересов, пожеланий и потребностей всех партнеров со своими национальными центрами  принятия решений в государствах».

О том, что Беларусь имеет большие возможности для участия в проекте экономического пояса Шелкового пути, сказал и начальник управления по развитию и реформе СУАР Чжан Чуньлинь. «Сейчас экономика Синьцзяна вступает в новый этап развития в связи с проектом экономического пояса Шелкового пути, и у многих стран мира, в том числе Беларуси, есть возможность присоединиться к этой новой концепции», —  сказал Чжан Чуньлинь. По его мнению, Беларусь может участвовать в новых совместных проектах с Китаем на основе взаимной выгоды.
Представитель правительства СУАР заострил внимание на новых преимуществах в сотрудничестве с Беларусью. В частности, с созданием железнодорожного сообщения возможность доставки грузов из Китая в Беларусь сокращается до 15 дней, в то время как раньше на морскую транспортировку уходило до 40 дней. А это — явное уменьшение себестоимости при обмене товарами.
К новому возрождению древнего торгового пути уже готовы подключиться не только страны-соседи Китайской Народной Республики, но и не граничащие с ней государства. Проект привлекает внимание и региональных интеграционных объединений. Инициатива рассчитана на долгосрочную перспективу. 
 

Алина ГРИШКЕВИЧ, Урумчи, Китай



Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике

Что такое все турфирмы, да и вообще любые фирмы по предоставлению любых услуг и товаров?

Может ли быть неуловимым интернет или какая-то часть его?

Так что нынешний евро – это слегка подгулявшая и хорошо посиневшая марка, не более того. Нечто подобное происходит и со всей европейской демократией.

В те времена, когда Ален Делон боролся против воинствующего ханжества, на Западе придумали запрет на профессию