В этом году широко отмечается 170-летие со дня рождения русского художника-передвижника Ильи Ефимовича Репина, чья жизнь и творчество неразрывно связаны с Беларусью, и 25-летие со дня открытия музея-усадьбы этого знаменитого живописца «Здравнево» (филиал Витебского областного краеведческого музея).
Здравнево стало для Ильи Репина тем дорогим сердцу уголком, которое он с долей присущего ему юмора по-доброму окрестил «нашим государством».
В День Союзного государства на фестивале искусств «Славянский базар в Витебске» музею-усадьбе «Здравнево» заместитель Государственного секретаря Союзного государства Иван Бамбиза передал 17 копий картин художников-передвижников круга Ильи Репина, среди которых множество известнейших полотен — Н.А. Касаткин «Шахтерка», В.Д. Поленов «Бабушкин сад», Н.Н. Ге «Портрет Л.Н. Толстого», И.Н. Крамской «Неизвестная», В.Г. Перов «Птицелов», В.А. Серов «Девочка с персиками», И.Е. Репин «На охоте» и «Осений букет».
В этот день по сложившейся традиции лучших юных художников и журналистов собрал
II Белорусско-российский пленэр в музее-усадьбе «Здравнево». В числе его организаторов помимо Союзного государства были газеты-партнеры «Зорька» (совместно с РУП «Дом прессы») и «Друзья — Сябры» (детское издание Союзного государства), «Юный художник» (г. Москва), а также газета «Переходный возраст» (г. Минск).
«Пленэр в Здравнево становится традиционным», — сказал председатель жюри конкурса, главный редактор журнала «Юный художник» Виталий Ивашнев. Своеобразными прототипами нынешних пленэров для юных художников под руководством мэтров-наставников вполне можно считать частные уроки и занятия И. Е. Репина с учениками, которые нередко устраивались на лоне живописной природы имения Здравнево. Из школьной программы известно, что Товарищество передвижных художественных выставок во главе с И. Н. Крамским, куда вошли И. Е. Репин, В. Г. Перов, К. А. Савицкий, В. Д. Поленов, В. А. Серов, А. К. Саврасов и другие живописцы и скульпторы, являлось крупнейшим прогрессивным демократическим объединением, которое было образовано в 1870 году и просуществовало до 1923 года. Товарищество всячески поддерживало талантливую молодежь и привлекало к участию на выставках маститых и начинающих художников.
На протяжении десяти летних сезонов (в 1892–1900 годах) Репин приезжал в Здравнево отдыхать, вдохновляться и работать. Здесь увидели свет более сорока картин и рисунков художника, вошедших в сокровищницу русского и мирового искусства. Результатом пеших прогулок по живописным окрестностям в компании с дочерьми, приезжающими погостить учениками, знакомыми стали колоритные полотна «Барышни на прогулке среди стада коров» (1896 ), «Барышня в деревне» (1898), множество этюдов. Художник, сам выходец из народа, хорошо знал, что такое труд, и уважительно относился к работникам, непосредственно занимался хозяйственными хлопотами, о чем красноречивее слов повествуют сохранившиеся рисунки «В поле», «Косцы в поле», «Корова у плетня», «Рига—овин». Небогатая, но опрятная обстановка крестьянского жилища отражена на картине «В избе» (1895). Однако наиболее популярны растиражированные в альбомах-книгах картины «Белорус» (портрет Сидора Шаврова, 1892) и «Косарь-литвин» (1894). Из широко известных и такие: «Портрет сына художника», «Охотник», «Яблони в цвету».
Преемственность традиций передвижников продолжают и привносят в искусство свое видение окружающего мира белорусские и российские школьники — участники II Белорусско-российского пленэра. Заместитель госсекретаря Союзного государства Иван Бамбиза вручил им дипломы Союзного государства, профессиональные этюдники с художественным набором и памятные подарки. Среди белорусских участников — Захар Радион и Матвей Кулаковский, воспитанники народной студии «Раніца» Шашковской детской школы искусств Столбцовского района, Лиза Дударенко из общественного объединения «Бобруйская городская детско-юношеская образцовая студия изобразительного искусства «Радуга», Маша Гигевич и София Заколодная, воспитанницы народной скульптурно-керамической студии «Крынічка» Национального центра художественного творчества детей и молодежи Минска, Марк Камсин и Андрей Ничай из
Детской художественной школы Витебска, Ульяна Шакалис и Лиза Денисенко, воспитанники клуба-студии «Юникс» ГУО «Витебский городской центр детей и молодежи» и Аня Антонышева из изостудии «Муравейник»
ГУДО «Центр творчества детей и молодежи Октябрьского района г. Витебска».
Россию представляла делегация в составе Софии Сильвеструк из Севастополя, Лизы Низовцевой из Москвы, Кати Моисеенко, Насти Киреенковой, Насти Фаткулиной, Юли Ильиной и Тани Поляковой из Гагарина Смоленской области, Насти Чернышевой, Ирины Тупицыной и Ирины Кашалевич из Краснознаменска Московской области, а также юных журналистов из Смоленска — Алены Власовой, Насти Васильевой, Снежаны Куряченко, Юли Прошенко и Лизы Сигаевой.
Юная художница София Сильвеструк, воспитанница Дворца детского и юношеского творчества Севастополя, была в восторге от пребывания в Беларуси. Ей очень понравилось наше гостеприимство, чистота улиц, художественный и краеведческий музеи областного центра и, конечно, прекрасный фестиваль «Славянский базар в Витебске».
Атмосферой творчества был буквально пропитан этот день в Здравнево. Так, после завершения церемонии награждения Иван Бамбиза вместе с юными художниками завершил работу над общим полотном, которое пополнит музейную коллекцию. А затем по доброй традиции в небо запустили белоснежных голубей с пожеланиями снова собраться вместе уже на III Белорусско-российский пленэр в музее-усадьбе И.Е. Репина «Здравнево».
Напомним, что в прошлом году благодаря Постоянному Комитету Союзного государства коллекция музея пополнилась 15 цифровыми репродукциями наиболее известных картин Ильи Репина.