Большое путешествие всегда начинается с маленького шага. Стоит только сильно захотеть его сделать. И потом, поверьте, увидев все красоты, остановиться будет тяжко. Как сказала одна умная голова, лучше коллекционировать моменты, нежели вещи. Сегодня вместе с вами отправляемся по маршруту «Новый Свержень» следующего направления: Столбцы — Окинчицы — Новый Свержень — Вишневец — Погорелое — Куноса — Новые Новоселки — Ужанка — Великий Двор. Мы узнаем, откуда начинался средневековый великокняжеский Балтийский водный путь по Неману, где на ум приходят строки из «Сымона-музыкі», кто придумал рецепт знаменитого сычужного сыра.
Если двигаемся из Минска, то направляемся по М1, это Брестское направление, а затем в районе Столбцов сворачиваем на Р54.
Авторский проект художника, реставратора,
путешественника Владимира Цвирко.
Город Столбцы
Местечко формировалось как транзитный узел. Здесь размещался начальный пункт судоходства на Немане. Отсюда отправляли товары в Пруссию и дальше на запад. В 1825 г. на средства владельца имения А. Чарторыйского, поддержавшего восстание 1831-1832 гг., в стиле классицизма была построена церковь св. Анны. Храм был изначально заложен как костел. Он доминирует над городом, над протекающим рядом Неманом. Виден издалека, когда подъезжаешь к Столбцам со стороны Бреста по дороге Р2. Недалеко находятся колокольня-брама с оградой, здание синагоги
1880 г., еврейское кладбище с 1795 г., часовня-надмогилье на католическом кладбище.
Деревня Акинчицы
В 1977 г. деревня была присоединена к городу Столбцы. Здесь 22 октября (3 ноября) 1882 г. в семье лесника Михаила Мицкевича родился третий сын Кастусь — будущий классик нашей национальной литературы, народный поэт Беларуси Якуб Колас. Семья жила в Акинчицах с 1882 по 1883 гг. Усадьба Мицкевичей восстановлена в 1982 г. Глядя на маленький уютный домик с г-образной террасой, которая на удивление редко встречается у нас, просторный двор, хозпостройки, колодец-журавль, ворота с калиткой, легко вспоминаются коласовские строки из «Сымона-музыкі»:
О край родны, край прыгожы!
Мiлы кут маiх дзядоў!
Што мiлей у свеце божым,
Гэтых светлых берагоў...
Деревня Новый Свержень
Это поселение славилось производством фаянса при Радзивиллах. Также местечко известно как первая пристань на реке Неман. Отсюда начинался средневековый великокняжеский Балтийский водный путь по Неману. Местечко имело свою корабельную верфь, на которой строились средневековые речные суда — витины и струги. Они перевозили в Западную Европу зерно, меха, лесоматериалы, шкуры, лен, смолу, воск и другие сельскохозяйственные товары.
Здесь же находилась торговая площадь. Конечно, со временем она изменилась. Сегодня нет торговых лавок, нарушена планировка застройки, исчезли жилые дома торговцев. Можно себе только представить, насколько это было суетливое место, когда по воскресеньям сюда стекался народ, заключались сделки. Есть легенда, как одному купцу предлагали войти в управление города, а он наотрез отказывался. Согласился только на 15 раз! Люди настаивали именно на его кандидатуре неслучайно. За ним закрепилась слава необычайно честного и порядочного человека. Никогда за купцом не водилось, чтобы он кого-то обманул, подставил.
В 1588 г. князь Николай Христофер Радзивилл по прозвищу Сиротка построил костел св. Петра и Павла в стиле ренессанса. В 1818 г. верхние ярусы башни были снесены ураганом. Такой сильный он был. В 1864 г. храм закрывают, в 1901 г. открывают. До 1988 г. используют под склад. Сегодня костел действует.
В 1590 г. в стиле барокко построена Успенская церковь. Храм изначально строился как униатский. В 1833 г. переосвящен в православную церковь. До 1980 г. был закрыт.
В хорошем состоянии сохранилась водяная мельница XIX в. Первый этаж, кстати, у нее родной. Сегодня у сиротки появился хозяин, занимающийся ее восстановлением. Хотелось бы думать, что даже если это будут частные владения, он позволит за умеренную плату полюбоваться этим уникальным строением.
От синагоги XIX в. ныне остались только руины, которые превращены в свалку. В культовое строение умудрились затянуть даже старый автомобиль. Зато сохранилось старое еврейское кладбище. Оно расположено в сосновом лесу на берегу Немана.
Агрогородок Вишневец
В Вишневце, бывшем местечке Говезна, в 1742 г. в стиле барокко как униатский построен храм. В
1852 г. он перестроен под православную церковь. Сегодня это церковь Рождества Иоанна Предтечи. Если ехать из Несвижа, купола храма, как маяки, виднеются издалека. Рядом с церковью стоит скромная придорожная часовня XIX в.
Деревня Погорелое
Деревянные мельница, кузница, часовня построены в конце XIX в. На эти строения не мешало бы обратить внимание руководству музея в деревне Строчица. Таких уникальных в своем роде памятников архитектуры у нас остались единицы. Двухэтажная деревянная мельница, ранее располагавшаяся возле русла реки, сегодня стоит в поле. Возможно, в этом виновата мелиорация или же русло реки всего-навсего поменялось.
Деревня Куноса
Здесь в 1882 г. в стиле народного зодчества построена Благовещенская церковь. Деревянное чудо растворяется в чистом голубом небе. Глядя на храм, создается впечатление, что это мираж.
Деревня Новые Новоселки
В XVIII в. ксендз Троцкевич построил здесь костел. После смерти священнослужителя он стал для него последним пристанищем. Под алтарной частью была создана сводчатая крипта — усыпальница для монахов ордена иезуитов. В 1867 г. храм переосвящен в церковь в стиле барокко, в 1920 г. разрушен. Даже в развалинах этой молельни слышится громкий упрек времени и людям. То, что осталось от храма, обязательно нужно накрыть, чтобы сохранить уникальную культовую постройку. Пока же туда сбрасывают мусор. Красивое убранство сохранилось внутри храма — объемная лепнина, алтарная часть.
Деревня Ужанка
В 1580 г. из кирпича построена католическая часовня. Восстановлена в XX в. Завораживает внутреннее строение часовни — простые формы с торжественным акцентом, арочное перекрытие, четкость линий. От усадьбы XIX в. в добротном состоянии сохранилась конюшня. Кажется, что ее стены были сложены только вчера.
Деревня Великий Двор
Раньше это была усадьба Городей — имение Радзивиллов. С XIX в. принадлежит помещикам Брахоцким. Сестры Эмилия и Мария Брахоцкие — последние владелицы усадьбы. При них было организовано масштабное производство знаменитых сычужных сыров. Их отец Адам вывел новую породу высокоудойных коров. Погодя в имение пригласили «сырных дел мастера», а затем была построена сыроварня, в которой стали готовить вкусный сычужный дозревающий сыр с твердой красноватой корочкой. Новый продукт так и назывался — «брахоцкі». Позже за ним закрепилось название — сыр «литовский».
До 1939 г. в усадебном доме была польская школа. И сегодня в нем осталось учебное заведение. Возможно, благодаря этому усадебный дом и сохранился. Также можно увидеть останки дома управляющего и такое уникальное для Беларуси строение, как камеры для сушки льна.
Легенда маршрута от автора проекта
«Хромая лошадь»
В одной деревне жила хромая лошадь. Нет, раньше она не была хромой. Она была очень сильной, выносливой, послушной и доброй красавицей. Никому она не отказывала в помощи, никого не лягала, никогда не упрямилась. Особенно любила она детей. Иногда на ее спину сажали по два-три ребенка, и она даже после тяжелого дня катала их по двору, пока сорванцов не снимали крепкие руки хозяина. Ее любили все в этой деревне. Однажды лошадь сильно пострадала. И захромала. Да так, что стало понятно: теперь работник из нее никакой. В таких случаях все знают, что обычно бывает… Но жители этой деревни, помня, какой помощницей и трудягой была лошадь, решили оставить ее жить рядом с собой. То ли с надеждой на то, что она все-таки поправится, то ли из-за того, что раньше люди были добрее и помнили, что за добро надо платить добром. Так и осталась жить лошадь в деревне, переходя со двора в двор. Где накормят ее, где постой дадут на ночь, а где даже хромая понянчит на своей спине детей. Иногда лошадь заходила на край деревни, к водяной мельнице, где подбирала случайно просыпанные зерна из мешков. Мельник был добрейшей души человек. Он лошадь не прогонял, а даже иногда угощал ее кусочком превкусного сахара. Прошло какое-то время, и стал хозяин замечать следующее. Когда зерна на земле заканчивались, зная, где находятся остальные, лошадь потихонечку стала дергать за концы тесемок, которыми были завязаны мешки, и таскать зерно оттуда. Наказывать смекалистое животное никто не думал. Напротив, ее умение проделывать подобный трюк превратили в местное представление. Как только мельник привозил новое зерно на помол, он тотчас же громко звал лошадь. И они вдвоем на удивление всем зевакам развязывали мешки… Через какое-то время лошади не стало. В память мельник похоронил любимицу рядом с мельницей на берегу реки. И даже поставил крест, к которому прибил все четыре подковы, за что местный батюшка его пожурил. Мол, скотина ведь пала, а не человек. Послушался мельник священника. Крест убрал. Вместо него поставил дубовый столбик, а к нему на гвозде подвесил колесо с восемью спицами. Как ни повернется колесо, в большинстве положений спицы показывали крест.
Говорят, когда началась война, единственный сын мельника, уходя на фронт, получил на счастье от отца одну из подков лошади. Домой сын вернулся живым и невредимым. Единственная пуля, настигшая солдата, угодила прямо в подкову, лежащую в вещмешке. Время стерло с лица земли и могилу лошади, и берег реки стал другим, давно нет мельника, только старая мельница в руинах не дает забыть людям о хромой лошади.