С февраля начала действовать новая электронная система оплаты проезда в столичных трамваях. Теперь то же ожидает и остальной наземный транспорт. Как это действует? Наш корреспондент узнал ответы на 10 самых распространенных вопросов.
1. Когда в столице будет введена новая система оплаты в наземном городском транспорте?
Автобусы и троллейбусы Минска планируется оснастить электронными компостерами и валидаторами к 1 марта. После чего начнется опытная эксплуатация этой системы. В полном объеме ее планируется запустить с начала мая.
2. Каков принцип работы новых устройств?
Бумажный разовый билет на проезд пробивается электронным компостером, который печатает на нем время, дату поездки, номер маршрута и транспортного средства. Многоразовые электронные проездные в виде бесконтактной смарт-карты для оплаты проезда следует поднести к плоскости валидатора, обозначенного мигающим синим светодиодом.
3. Нужно ли прикладывать проездной на выходе?
Нет.
4. На сколько поездок рассчитан проездной билет?
Наряду с бумажными разовыми талонами будут действовать электронные проездные на 10, 15 дней и на месяц. В настоящее время залоговая стоимость бесконтактных смарт-карт составляет Br12 тыс.
5. Каким образом будут пополняться электронные проездные билеты?
Электронный проездной можно будет пополнить в банковских терминалах. В настоящее время продолжается оснащение киосков агентства «Минсктранс» терминалами по продаже и пополнению электронных проездных. Всего таким оборудованием будут оснащены около 140 киосков.
6. На каком расстоянии срабатывают электронные устройства?
Бесконтактные карты срабатывают на расстоянии до пяти сантиметров от валидатора. При этом пластиковый проездной можно не вынимать из сумок, карманов.
7. Планируется ли дифференцированная оплата за проезд?
Электронные устройства в транспорте Минска технически готовы к дифференцированной системе оплаты за фактически оказанную услугу. Пока не определено, будет это плата за расстояние, остановку или зону. Ясно одно: со временем прикладывать карту нужно будет не только на входе, но и на выходе.
8. Как будет происходить проверка оплаты за проезд?
При контроле оплаты проезда необходимо предъявить проштампованный электронным компостером билет или электронный проездной. У контролеров при себе будут ручные терминалы, с помощью которых определяется факт оплаты проезда. До того, как они зайдут в транспортное средство, валидаторы и компостеры будут заблокированы.
9. Когда система заработает полностью?
Автоматизированную систему оплаты и контроля проезда (АСОКП) во всех видах наземного транспорта планируется ввести в эксплуатацию в полном объеме в августе текущего года.
10. Останутся ли в транспорте кондукторы?
Кондукторы в общественном транспорте Минска будут работать до августа 2014 года.
Билет по SMS
В Минск пришла очередная технологическая новинка — в столичном метро презентована технология, которая позволяет оплачивать проезд подземными скоростными поездами с помощью SMS-сообщений. Открытие системы состоялось на станции «Октябрьская», однако сама услуга доступна на всех платформах метрополитена.
Как это работает
Воспользоваться новой услугой достаточно просто — необходимо отправить SMS с текстом «1» на номер 2255. В ответном сообщении придет код, который необходимо прямо на экране мобильного устройства поднести на расстояние нескольких сантиметров к специальному считывающему устройству. Вид дисплея телефона роли не играет — аппарат хорошо считывает информацию как с сенсорных экранов, так и любых других, вплоть до черно-белых. Более того, устройство успешно распознает код в распечатанном виде, а также если он аккуратно написан от руки.
Полученный код действителен в течение одного года, но использовать его можно лишь один раз. Стоимость
одного сообщения равна стоимости жетона метро, никаких дополнительных плат не взимается.
Правда, пока что этот способ оплаты услуг метрополитена доступен только абонентам Life:), однако Velcom и МТС также планируют в ближайшее время ввести поддержку нового сервиса на тех же условиях.
Стоит отметить, что приобретать SMS-жетоны можно впрок. Более того, возможно сразу приобрести много проездных билетов, чтобы затем использовать их по мере необходимости. Проверить статус своих жетонов можно с помощью сервисного сообщения, которое содержит текст «stat (пробел) <номер SMS-билета>». Отправлять запрос необходимо на тот же номер — 2255.
А как у них?
Подобное нововведение однозначно хорошо и полезно для Беларуси, но чтобы оценить, насколько свежо и перспективно такое решение для страны в целом, стоит обратиться к опыту других государств.
Россия. Здесь ввод возможности оплаты проезда в общественном транспорте по SMS находится лишь на стадии разработки. Однако и запуск его должен быть более масштабным — россияне планируют к концу 2014 года единовременно ввести поддержку SMS-билетов во всех видах транспорта. В Беларуси такие планы существуют тоже, но окончательные сроки внедрения этого проекта пока что неизвестны.
Пожалуй, самый большой недостаток российской системы оплаты проезда — реализация ее через технологию NFC. Это значит, что очень многие телефоны не смогут работать с ней. Поэтому в целом белорусская реализация SMS-билетов выглядит более привлекательной.
Чехия. Их система похожа на ту, что реализована в Беларуси — отправить сообщение на короткий номер, поднести телефон к считывающему устройству и ехать дальше, не боясь встречи с контролерами. Только, в отличие от белорусского варианта, чешская оплата уже действует во всех видах общественного транспорта.
Такая система имеет несколько плюсов. Во-первых, если необходимо воспользоваться транспортом, а билетов нет, нет необходимости покупать их в салоне, задерживать автобус или троллейбус на остановке и отвлекать водителя от дороги. И второй плюс следует из предыдущего — более простая и доступная оплата проезда значительно уменьшает число «зайцев».
Какие перспективы?
Инициаторы нововведения планируют ввести оплату с помощью мобильного телефона и других услуг. Железной дороги, к примеру.
«Пока мы только разрабатываем концепцию, — объяснил на церемонии открытия новой услуги Александр Шишко, заместитель министра транспорта, — но начинать с чего-то надо, пока работаем с «умным проездом» в наземном транспорте и SMS в метро».
Из ближайших улучшений два самых значительных. Во-первых, поддержка услуги в роуминге, для этого есть определенные предпосылки — предстоящий чемпионат мира по хоккею в Минске. И, во-вторых, возможность покупать SMS-билеты у всех мобильных операторов. При этом короткий номер будет единым.
Александр ВАШКЕВИЧ, студент Института журналистики БГУ
P.S. К слову, SMS-билеты на проезд в минском метро пока мало востребованы — в день продается не более 500.