Белорусы пробиваются в элиту мирового автоспорта
«Дакар» называют «гонкой на выживание». Ежегодно его участники преодолевают длинные горные перевалы, крутые спуски и высокие барханы. Нынешнее ралли и вовсе оказалось самым сложным и длинным с момента своего переезда в Южную Америку. В этот раз гонка прошла с 5 по 18 января по территориям сразу трех стран: Аргентины, Боливии и Чили.
На нынешнем «Дакаре» Минский автозавод оказалсяв пятерке лучших производителей. Экипаж Сергея Вязовича финишировал на 11-м месте, МАЗ Александра Василевского показал 31-е время. Позади свыше 9 тыс. км полного бездорожья: длинные горные перевалы, высокие барханы и даже дно высохшего озера. Какие впечатления привезли наши гонщики?
О перипетиях ралли нам рассказал пилот Сергей Вязович.
— С одной стороны, нынешний «Дакар» стал самым успешным в истории команды, с другой — ни один из экипажей не пробился в первую десятку. Как вы сами оцениваете результаты?
— Результаты нас радуют. Прежде всего, потому, что удалось показать хорошую скорость. Конечно, в первую десятку не попали, но, как видите, растет уровень команды, экипажей. Нам удается демонстрировать стабильно высокие результаты на протяжении нескольких этапов подряд. На многих отрезках мы ехали на одном уровне с лидерами, опережали призеров и чемпионов «Дакара». Все это заставляет соперников считаться с нами, видеть в нас серьезных конкурентов.
— То есть вы понимаете, что можете на равных соревноваться с гонщиками из команды «КАМАЗ-Мастер»?
— До конца, может быть, этого еще не ощущаю. Но никто не мешает мне констатировать факты: сегодня мы их опережаем на отдельных отрезках. И с этим всем командам предстоит мириться. Скажу более: мы пришли в автоспорт надолго. Команда поступательно движется к своей основной цели — побеждать.
— С какими препятствиями экипажи столкнулись во время гонки?
— Больше всего нам мешали жара и пыль, заставляя сбавлять скорость. Тяжелее всего было на этапах, где вместе с грузовиками ехали джипы. Внедорожники обычно движутся быстрее грузовиков, но бывают отрезки, когда они нам мешают. Так вот, когда они едут впереди, то поднимают столбы пыли и тем самым заставляют тебя либо рисковать, либо снижать скорость. То же самое касается грузовиков команд-соперников, которые не дают себя обогнать.
— А насколько сложной в этот раз была «дакаровская» трасса?
— Трасса нынешнего «Дакара» была самой сложной и длинной. Каждый этап представлял собой либо новое покрытие, либо их сочетание. Например, камни и горы. Или же камни, горы и песок. Но были и скоростные дороги, которые мне импонируют. На таких участках мне удается показывать очень хорошее время.
— Нынешний «Дакар» проходил в условиях аномальной жары. Кому было тяжелее — людям или технике?
— Было тяжело и гонщикам, и грузовикам. На некоторых спецучастках ветра не было, а жара стояла невыносимая. Автомобиль грелся, люди томились. От обезвоживания спасала питьевая вода.
— Вероятно, ежедневно выпивали слоновую порцию?
— Можно и так сказать. Каждый день мы брали с собой 30—40 литров воды. Треть расходовали во время заезда.
— Как показала себя техника? Нужно ли что-то изменить в автомобилях к следующей гонке?
— Автомобилям не нужны кардинальные изменения. Мне, например, хотелось узнать пределы возможностей машины. Правда, на гонке такого уровня это делать не имеет смысла, поскольку можно просто не доехать до финиша. А вот на российских ралли хотелось бы на 100% исчерпать потенциал автомобиля. Это позволит показать еще лучший результат на следующем «Дакаре».
— Но все же технику еще можно и нужно совершенствовать. Например, в автомобиле пока нет кондиционера…
— Команда уже задумалась об установке кондиционеров в салонах грузовиков. Но не все так просто. Основная проблема — как «запитать» привод кондиционера, чтобы, если он выйдет из строя, это не повлияло на работу других агрегатов.
— Многие известные производители, в том числе Mercedes, DAF и Renault, финишировали позади вашего экипажа. Известный бренд еще не гарантирует победу на «Дакаре»?
— «Мерседесы» в основном едут в классе пониже и, возможно, не ставят себе такой цели. Большую роль играет и уровень подготовки. Ведь даже команды Tatra и MAN, у которых стоит цель победить, в этом году по чистой скорости нам проигрывали. Хотя в их экипажах есть опытные гонщики, в том числе призеры и победители «Дакара». Видимо, мы преуспели в подготовке техники и экипажей. Это было очевидно еще на «Шелковом пути», на котором мы практически не отставали от команды «КАМАЗ-Мастер» — мирового лидера ралли-рейдов.
— Каким образом белорусские гонщики отдыхали после заездов?
— Сначала мы приезжали на бивуаки — своего рода временные «города» для участников «Дакара». Там можно провести ремонт, передохнуть, перекусить. Хотя ночевали мы в гостиницах, расположенных вблизи официальных мест стоянки гоночных автомобилей.
Некоторые команды брали с собой автодома и спали в них. Конечно, это экономит время на отдых. Но решение остается за руководством команды. Можно отдыхать и в гостиницах, но только, когда финишируешь без проблем.
— Как складывались отношения с другими командами?
— Хорошие отношения сложились с экипажами команд «КАМАЗ-Мастер» и Tatra. Хотя все участники стараются себя вести корректно. Откровенной грубости мы не наблюдали и сами вели себя предельно деликатно.
Своими впечатлениями о гонке поделился куратор спортивной команды «МАЗ-СПОРТавто», заместитель коммерческого директора ОАО «МАЗ» Дмитрий Короткевич:
— Из года в год мы прибавляем. Возможно, это покажется странным, но с каждым разом перешагиваем ровно через 10 позиций. В следующем году мы намерены выйти если не на пьедестал, то рядом с ним. Нашей задачей на «Дакар-2015» будет попасть в первую пятерку в зачете грузовиков. Пока все идет так, как мы хотели.
— Но чего не хватает команде, чтобы попасть в первую пятерку?
— Возможно, где-то не хватает такого большого опыта, который накопила команда «КАМАЗ-Мастер». Ну и, конечно, надо постоянно совершенствовать технику.
— Как показали себя двигатели, установленные на МАЗах?
— Серьезные проблемы с двигателем возникли только у «быстрой технички». Дело в том, что их двигатель был собран буквально за неделю и, соответственно, оказался недостаточно обкатан. Просто не хватило времени. Был бы нормально обкатан двигатель, были бы нормально подтянуты головки к блоку цилиндра, неприятностей не произошло бы.
Что касается остальных двигателей, то перегревы в условиях высокогорья и повышенных нагрузках ожидаемы. У всех экипажей, которые участвовали в ралли-рейде, грелись двигатели — ничего здесь нет сверхординарного. Все кипят, все греются, просто надо вовремя остановиться, где-то сбросить скорость.
— Недавно стало известно, что МАЗ готов собирать спортивные грузовики для заказчиков за 250—300 тыс. евро. Такие предложения уже поступали?
— На днях позвонил известный гонщик из Ростова, чтобы заказать спортивный грузовик. Вскоре он приедет в Минск заключить контракт. Так что процесс уже запущен.
— Участие в «Дакаре» можно рассматривать как инструмент повышения продаж обычных грузовиков?
— За гонкой наблюдают представители многих предприятий — потенциальных покупателей грузовой автотехники. Наше участие в «Дакаре» уже начинает приносить плоды. Так, за последнее три года на ОАО «МАЗ» более чем в 5 раз возрос экспорт грузовиков в страны Южной Америки, в том числе Венесуэлу, Колумбию и Эквадор. Я думаю, что здесь можно провести параллели. Так что участие команды «МАЗ-СПОРТавто» в «Дакаре» способствует росту продаж грузовой автотехники из Беларуси.
Андрей Орлов
Белорусы распробовали Грузию и Мальдивы – количество туров туда выросло почти в два раза. А где еще мы отдыхаем этим летом?