Миру нужны герои! Нужны свои Данко, Матросовы, Прометеи, Че Гевары… И вот теперь — Манделы.
Раньше, чтобы войти в этот блистательный список, нужно было обязательно героически погибнуть за интересы народа. Сегодня же, как показал Нельсон Мандела, погибать нет нужды, можно прожить долгую жизнь, почти 100 лет, только всю ее без остатка отдать людям. Собственно, это и происходит в обоих случаях — герои отдают свою жизнь людям. Раньше — короткую, сегодня — длинную. Но еще неизвестно, что труднее?
Нациям, у которых нет своих реальных героев, приходится их выдумывать. И тогда появляются Следопыты, Чингачгуки, Буффало Биллы, Билли Киды, Аль Капоны, Дилинджеры и, наконец, Хороший, Плохой и Злой в исполнении Клинта Иствуда, Оли Уоллаха и Ли Ван Клиффа. Но все это придуманные или додуманные «герои». Почему так? Надо спросить у общества потребителей. Да и откуда взяться подлинным героям, а не героям таблоидов и светских новостей, когда главный героизм — потребление? Кто больше всех съел гамбургеров? Кто больше всех съел денег и при этом не лопнул? Кто сумел растолкать всех локтями и ногами, чтоб быстрей добежать до прилавка на рождественской распродаже? А кто вбухал миллиард долларов в журнал «Плейбой», лишь бы иметь возможность обниматься с самым большим количеством голых девиц? И опять же все это на публику, на показуху. Когда певца Хулио Иглесиаса спросили: «У вас было 2000 любовниц, какие ваши впечатления?» он вдруг сорвался и откровенно ответил: «Ужасно!». Что ж, это всего лишь закон перехода слишком большого количества в антикачество.
Но даже общество потребителей, измученное этим законом, страдает без героев. Ведь в нем живут простые люди, только малость замороченные, и им не чуждо ничто человеческое, они его просто подзабыли. Превратились в автоматы по производству и потреблению: вдох — потребил, выдох — произвел… А хочется передохнуть, хочется взглянуть на небо, хочется увидеть там звезды! И хочется на примере героев понять, что ты, как и они, принадлежишь к великому племени гомо сапиенс — человеков мыслящих, способных стремиться к высокому, а не приземленному.
Вот и американская рок-группа Kiss, самая эпатажная и буржуазная в рок-тусовке, но ставшая уже классикой, однажды скинула с себя маски, парики, сапоги-платформы и, не высовывая языки, честно спела щемяще красивую песню World without heroes — «Мир без героев». Там есть такие слова: «Мир без героев — это мир без солнца. Ты не сможешь поднять взгляда без помощи героев… В таком мире ты не знаешь, что будет завтра. И кто останется после тебя».
От нас ушел Нельсон Мандела… Но взошел еще один герой! Не только в Африке, в развивающемся мире, но, что удивительно, даже на Западе, даже в Соединенных Штатах — тех Штатах, которые Мандела откровенно называл единственной угрозой международному миру, — его все сочтут «официальным героем». Все — это значит от простого американца где-нибудь в черном Гарлеме до президента Обамы в Белом доме. И все будут чтить Манделу по-разному. Бедные американские негры за то, что Мандела сумел уничтожить черное рабство в ЮАР, сумел разрушить апартеид, а власть имущие в белых манжетках — за то, что сделал это мирно. И за то, что Мандела не стал мстить ни одному из своих тюремщиков. И не посадил ни одного из министров тех правительств, что с оружием в руках долгие годы защищали апартеид. Мандела для богатых — символ всепрощения. Символ того, что несмотря на все жестокости, которые приходится практиковать господствующей элите сегодня, завтра она сможет избежать ответной жестокости, ведь простые люди — добрые… И Мандела — символ доброй силы угнетенных народов. Символ их незлопамятности.
Да, Нельсон Мандела когда-то давно, на заре своего политического образования, познакомился с теорией ненасильственного противления Махатмы Ганди и принял ее. Он мог бы стать знаменитым адвокатом или популярным проповедником, но стал, может, сам того не желая, прижизненным памятником собственным идеалам непротивления. Живым памятником, не более того, ибо реальная борьба с апартеидом пошла другими путями, тоже вполне реальными и жесткими. Ибо и самому Манделе практика показала, что находившиеся у власти сторонники превосходства белой расы не были склонны реагировать на чисто символические протесты.
Тогда Мандела создал и возглавил вооруженное крыло АНК, целью которого были диверсии и саботаж. При этом он настаивал на том, чтобы у показательных терактов не было человеческих жертв и критиковал тех своих товарищей по борьбе, которые придерживались принципа «око за око». Но, так или иначе, можно с уверенностью сказать, что, начинай Мандела свою борьбу с апартеидом сегодня, его обязательно обвинили бы в «международном терроризме». И ждали бы его изощренные пытки, тюрьма Гуантанамо и наказание без всякого суда и следствия.
Собственно, почти так и было в реальном прошлом: арестовали Манделу власти апартеида как раз с помощью ЦРУ. Правда, состоялся суд, который Мандела превратил в публичное обвинение апартеиду. За что и дали ему пожизненный срок.
Тот судебный фарс был сродни фарсу самого апартеида, который мечтал сам себя «заморозить» на века. Не вышло — он рухнул вместе с выходом Манделы из тюрьмы! И хотя реальную борьбу с режимом вели товарищи Манделы, они не забывали о нем ни на минуту: он был на их знаменах, в их лозунгах. Он уже тогда стал символом. И потом стал первым чернокожим президентом ЮАР, при этом не допустив кровопролития и междоусобной войны. А проще: спас белое меньшинство от мести черного большинства. И тем проявил не только ненасильственное противление, но и противление насилию.
И все же надо помнить, что Нельсон Мандела принадлежал к династии тембу, правящей в Восточно-Капской провинции ЮАР. И при рождении ему было дано другое, африканское, имя — Ролилахла Мандела. А Рорилахла значит «трясущий дерево». Да, Мандела сорвал свой «плод» — он получил свободную от апартеида ЮАР. Но те, кто боится его до сих пор, кто возносит его на пьедестал, откуда он уже не уйдет, как когда-то вышел из тюрьмы, боятся как раз его вечно трясущейся руки…
Вадим Елфимов