Погода, Беларусь
Главная Написать письмо Карта сайта
Специальный проект
>>>
На заметку потребителю
>>>
Совместный проект
>>>



Мир и мы

№43 от 24 октября 2013 года

На своей земле
На своей земле

«Истории нет, есть только историки». Это грустное признание сделал сам историк, публицист и философ Томас Карлейль, живший в Англии в XIX веке. Вряд ли своим «открытием» он удивил соотечественников. Известно давно: летопись веков — жанр достаточно субъективный. Многое в нем зависит от конъюнктуры момента, политических пристрастий сочинителя, его компетентности, да и просто — добропорядочности. Не потому ли бытует мнение, будто угадать прошлое своей страны каждому новому поколению сограждан становится все труднее.
История Беларуси — случай особый. Веками на нее смотрели глазами то ли польских королей, то ли российских императоров, то ли вождей Союза, которые на свой «вкус» трактовали те или иные события в жизни восточнославянской нации. С обретением республикой суверенитета ситуация должна была в корне измениться. На тысячелетнюю историю земель Беларуси пора посмотреть взглядом ее жителя — белоруса. Так считает Яков Алексейчик, автор исторического эссе «Восьмой грех», выпущенного недавно издательским домом «Звязда». «Назрела необходимость, — продолжает он далее, — чтобы основные факты истории, а также героев и действующих лиц нашего далекого и не очень давнего прошлого оценить с точки зрения того, способствовали они или нет формированию белорусского народа и появлению белорусской государственности».

Мысль предельно проста и понятна: если уж мы — государство независимое, то и оценивать свое минувшее обязаны самостоятельно — без оглядки на «авторитетное мнение» зарубежных «экспертов». Как бы не так! И поныне часть белорусских историков остается в плену старых или сравнительно новых «истин», заимствованных у западных или восточных соседей. То, что эти «истины» преследуют посторонние интересы, мало кто задумывается.
В доказательство своих слов Яков Алексейчик приводит такой факт. В отечественной историографии даже сейчас, спустя более 20 лет после получения страной суверенитета, трудно, к сожалению, найти публикации, которые бы объективно, с позиций «белорусскости» оценивали события предвоенного 1939 года: подписание пакта Молотова — Риббентропа, освободительный поход Красной Армии в земли Западной Украины и Западной Беларуси. И поныне в сознание наших граждан «втюриваются» чужие оценки (то ли польские, то ли российские) тех исторических моментов.
Между тем именно благодаря знаменитому пакту и блистательному походу Красной Армии белорусский народ был восстановлен в единстве и получил некогда потерянную часть исконно своей территории. «Кто теперь, — пишет автор, — возьмет на себя смелость утверждать, что современная Беларусь существовала бы в XXI веке в нынешних границах..? Кто выразит уверенность, что если бы не тот Договор и не тот поход, то белорусам во Второй мировой войне не пришлось бы воевать в противоборствующих армиях, как это случилось во время Первой мировой войны с тремя миллионами поляков, оказавшихся по разные стороны фронта в дивизиях Германии, Австро-Венгрии, России? А ведь ход исторических событий не исключал и такого поворота в судьбе наших отцов и дедов».
Убедительно, с фактами в руках, автор эссе прослеживает историю молодого независимого государства, его взаимоотношения с теми нациями и народами, с которыми в свое время свела судьба, показывает долгий и трудный путь к «белорусскости». Не все на этом пути было просто и не все достойно восторга нынешнего поколения.
Взгляду внимательного читателя предстают образы тех исторических личностей, имена которых до сих пор были овеяны революционной романтикой: Костюшко, Калиновский и ряд других, менее известных, но не менее заслуженных — Хлопицкий, Траугутт, Немцевич… Выражали ли они интересы и чаяния белорусского народа, сделали ли что-нибудь для его национального освобождения? Ничуть. Все те восстания, которые они возглавляли или в которых участвовали, преследовали цель восстановления Речи Посполитой в границах 1772 года на основе Конституции 3 мая 1779, объявлявшей Речь Посполитую единым унитарным государством, а все ее население единым народом. Добейся они своей цели, и единое польское государство, опираясь на дальнейшую усиленную полонизацию, превратило бы разнородное население страны в единый польский народ. О белорусской нации пришлось бы забыть. «Так с какого пятерика, — задает риторический вопрос автор, — ею восхищаться белорусам, если из нее не могла вырасти Республика Беларусь?» Вправе и мы задать свой вопрос: стоит ли нам так идеализировать людей, которые отстаивали чуждые нам интересы?

Кто мы, откуда мы? После распада советской империи этот вопрос волнует практически все вновь образованные государства. Каждой нации хочется выглядеть перед соседями рослой, видной, заметной, иметь известных родителей, прародителей, вообще — предков. Отсюда стремление «пошарить» не только в архивных сусеках, но и в легендах, преданиях, во всем том, что называется народной памятью. Там можно что-то обнаружить или, на худой конец, домыслить. Так появляются современные мифы об истории того или иного народа.
Белорусы в плане исторических фантазий менее продвинутые. Даже при очень тщательном изучении древних летописей и последующих исторических источников вы нигде не найдете данных о том, что белорусы откуда-то пришли или, как их северные соседи, приплыли — то ли спасаясь от недругов, то ли в поисках лучшей доли. В нашем народе, подчеркивает Алексейчик, извечно господствует убеждение, что «мы всегда жили на своей земле».
Жизнь в центре Европы, на перекрестке не только торговых отношений, но и постоянных вооруженных стычек между враждующими странами, воспитала у нашего народа особый характер. Братка-белорус отличается от других долготерпением, благоразумием, неспешностью в суждениях и делах. Так считает, и не без основания, автор «Восьмого греха». Книга получилась у него сильная, аргументированная, мудрая. Ее с удовольствием прочтут и любители седой древности, и историки-профессионалы. Что касается последних, то, мне кажется, своей смелостью и независимостью Яков Алексейчик подал им прекрасный пример или, как говорили наши предки, сделал хороший зачин. По проторенному пути, как известно, идти легче.

Николай КУЦ

От редакции. Вчера автору книги «Восьмой грех» Якову Яковлевичу Алексейчику исполнилось шестьдесят пять. Коллектив «7 дней» сердечно поздравляет талантливого журналиста с этим событием и желает ему отменного здоровья, удач во всех его делах, новых ярких публикаций и, конечно же, творческого долголетия!



Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике

Что такое все турфирмы, да и вообще любые фирмы по предоставлению любых услуг и товаров?

Может ли быть неуловимым интернет или какая-то часть его?

Так что нынешний евро – это слегка подгулявшая и хорошо посиневшая марка, не более того. Нечто подобное происходит и со всей европейской демократией.

В те времена, когда Ален Делон боролся против воинствующего ханжества, на Западе придумали запрет на профессию