№39 от 26 сентября 2013 года
«Нелегалы» уйдут из гаражей
В Беларуси легализуют услуги гаражного автосервиса, соответствующий указ №432 глава государства Александр Лукашенко подписал 17 сентября. Кто конкретно с 1 ноября сможет осуществлять данный вид работ официально, какие обязанности будут возложены на автослесарей в гаражах и кооперативы, каковы преимущества данного нововведения, рассказала журналистам начальник управления бытового обслуживания населения Министерства торговли Беларуси Валентина Левковская. Министерство торговли совместно с государственными органами проводили в стране работу по решению проблем в сфере автосервиса с 2010 года. Результатом стало снижение в Беларуси количества нелегальных автослесарей, но этого было недостаточно. Поэтому было решено устранить эти трудности путем легализации услуг по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств (с технически допустимой общей массой не более 3,5 т) в гараже, переоборудованном в мастерскую, отмечает Валентина Левковская.
Теперь для того, чтобы официально оказывать услуги автосервиса в гараже, необходимо в первую очередь быть членом гаражного кооператива, в установленном порядке зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя. «Только индивидуальные предприниматели будут иметь право оказывать услуги гаражного автосервиса. Это уже будет не просто гараж, а мастерская-гараж, то есть будет меняться его назначение», — подчеркнула начальник управления. После регистрации ИП автослесарю следует обратиться к председателю гаражного кооператива с заявлением, решение будет приниматься либо на общем собрании членов кооператива, либо специально созданными управлениями. Только так можно будет получить разрешение на техническое обслуживание и ремонт транспортных средств в гараже.
Что касается требований, то они будут предъявляться как к тем, кто станет заниматься этой деятельностью, так и непосредственно к гаражному кооперативу, который должен будет обеспечивать необходимыми для работы условиями. Во-первых, согласно режиму работы гаража-мастерской, кооператив обязан будет обеспечивать доступ транспорта, а, во-вторых, руководство кооператива обязано будет заключать договоры на электро- и водоснабжение, вывоз твердых бытовых отходов (ТБО). Председателю нужно будет предоставить площадку с твердым покрытием для ТБО и решать все вопросы, связанные с их вывозом. Представитель министерства также отметила, что тарифы на эти услуги для тех членов кооператива, которые намерены заниматься легально автосервисом, соответственно изменятся.
Отвечая на вопрос, не будут ли кооперативы против принятия на себя всех этих обязательств, начальник управления бытового обслуживания населения министерства отметила, что нововведения, которые легли в основу указа №432, предложены непосредственно членами и председателями гаражных кооперативов. «Они сами устали от слова «нелегал», поэтому и предложили официальное оформление, так как сегодня многие желают оказывать эти виды услуг легально. Что им это даст? Они смогут предварительно принимать заявки от клиентов, рекламировать свою деятельность, предоставлять потребителям гарантии, что в свою очередь сыграет им на руку, так как, приобретая защиту, потребитель охотнее будет обращаться в гаражи-мастерские», — пояснила Валентина Левковская.
Что касается перечня услуг, которые смогут оказывать автослесари в гаражах, начальник управления сообщила, что соответствующее постановление Совета Министров уже разработано и проходит стадию согласования со всеми заинтересованными сторонами. «Сегодня могу лишь сказать, что обслуживание и ремонт в гаражах-мастерских автомобилей, которые оборудованы газовыми установками, будут запрещены. Также будет введено ограничение по весу автомобилей, то есть общая масса транспортного средства должна быть не более 3,5 т. На первом этапе, конечно, не все виды работ, которые нашим мастерам хотелось выполнять у себя в гараже, будут разрешены. Некоторые из них напрямую взаимосвязаны с безопасностью человека», — пояснила представитель ведомства. Поэтому органы, осуществляющие сертификацию этих видов работ, будут серьезно подходить к выдаче данной документации. Кроме того, надо будет еще получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам.
Если же автослесари в процессе своей работы будут нарушать обозначенные требования, председатели смогут исключить из кооператива таких горе-мастеров, даже с изъятием имущества. Также владельцам гаражей-мастерских, как зарегистрированным индивидуальным предпринимателям, необходимо будет уплачивать единый налог.
Эти новшества, по мнению одного из разработчиков документа, упростят деятельность контролирующих органов, так как позволят провести четкую грань между понятиями «легально» и «нелегально». После вступления указа в силу (1 ноября 2013 года) будет проще определить, кто в этом плане нарушает законодательство и неофициально оказывает услуги гаражного автосервиса.