№38 от 19 сентября 2013 года
В гостях у белорусской анимации
В Музее истории белорусского кино стартовал уникальный кинопроект «Белорусская мультпанорама. 40 лет на экране». Каждую субботу кинозал музея приглашает зрителей на просмотры анимационных фильмов, в разные годы созданных отечественными мультипликаторами. Проект приурочен к юбилею белорусской анимации.
Анимационное наследие Беларуси — это порядка 170 фильмов, выполненных в разной технике одушевления: рисованные, кукольные, перекладка. Первый мультипликационный фильм — «Два взгляда на одно и то же» был снят в 1972 году режиссером Владимиром Голиковым. Это была созданная по заказу ГАИ МВД БССР история незадачливого водителя-новичка, иллюстрирующая весьма актуальную и в наши дни мысль: правила дорожного движения надо соблюдать.
Первый кинопоказ, состоявшийся в рамках проекта «Белорусская мультпанорама. 40 лет на экране», представил зрителям десять первых белорусских мультфильмов. На показе присутствовали пионеры отечественной анимации Владимир Голиков и Марта Лубяникова. Вспоминая, с чего начиналась мультипликация на «Беларусьфильме», Владимир Голиков рассказал — денег на первый анимационный фильм киностудия не давала, пришлось изыскивать средства самому. Так и получилось, что «крестным отцом» нашей анимации стало ГАИ. Первый блин не вышел комом, и процесс, что называется, пошел. В том же 1972 году Владимир Александрович снял второй анимационный фильм — «Неудачник». В 1973 году на экраны вышли его мультфильмы «Вася Буслик и его друзья», в 1975 — «Квака-задавака».
Марта Лубяникова вошла в историю белорусской анимации как режиссер известного кукольного мультфильма «Тимка и Димка» (1975 г.). Кукольного котенка-трудягу Тимку и медведя-лежебоку Димку по спецзаказу сшили тогда в Москве. А песня из мультфильма про то, что «друг в беде не бросит, лишнего не спросит», стала настоящим детским хитом. К слову сказать, после выхода мультфильма на экраны Марта Александровна с Тимкой и Димкой не рассталась. В продолжение темы двух таких разных, но настоящих друзей она написала и издала семь сказок.
Когда один за одним смотришь старые отечественные мультфильмы, невольно обращаешь внимание — каждый из них не просто развлекает ребенка, а несет в себе определенный смысловой и воспитательный посыл. Так, «Квака-задавака» — это приключенческий фильм об участии веселой компании лягушат в лесной спартакиаде, где стать чемпионом их предводителю Кваке мешает его самонадеянное зазнайство. «Неудачник» — это поучительная история о злоключениях мечтающего стать дрессировщиком городского мальчишки, у которого ничего не получается до тех пор, пока он не начинает хорошо учиться. «Уж если я других учу, я сам ученым быть хочу! А то смешно, когда талант имеет двойку за диктант», — резюмирует в финале главный герой. Так что родители, которые наряду с современными мультфильмами знакомят своих детей с лучшими образцами советской анимации, поступают очень правильно. «У каждого человека есть выбор — быть таким или другим. И мы через мультфильмы старались показывать — каким быть стоит, а каким нет», — отмечает Марта Лубяникова.
Интересно было узнать, что столь же ответственно первые белорусские аниматоры подходили не только к смысловому наполнению своих мультфильмов, но и к их визуальной составляющей. На студии жили хомячки, ежики, цыплята, другие зверюшки, с которых потом «списывали» мультперсонажей — их повадки, движения. Нередко реальные «прототипы» были и у мультяшных героев-людей, так они получались более естественными. Режиссеры признаются — образцом анимации в те годы была для них работа коллег в Москве. Однако учились и на уолтдиснеевских мультфильмах, особенно в плане использования комических приемов.
Кинопроект «Белорусская мультпанорама. 40 лет на экране» подготовлен музеем истории белоруского кино совместно со студией анимационных фильмов Национальной киностудии «Беларусьфильм» и Белорусским государственным архивом кинофотофонодокументов. Показы второй части кинопроекта запланированы на октябрь.