Не дожидаясь наступления осени, уже в августе грибники вытаскивают из чуланов лукошки и спешат в лес. Заблудившиеся грибники — одна из особенностей национальной «тихой охоты». И это не удивительно, потому что способность ориентироваться у всех людей развита неодинаково. Кто-то найдет дорогу из самых непроходимых дебрей, а кто-то умудрится заблудиться в «трех соснах».
Поэтому хотелось бы дать несколько рекомендаций грибникам-ягодникам.
По возможности, не отправляйтесь в лес в одиночку.
Обязательно возьмите с собой воду, лекарства, нож, спички, мобильный телефон.
Предупредите родственников или знакомых о предполагаемом маршруте и времени возвращения, своевременно информируйте их, если планы изменились.
Обращайте внимание на погодные условия — в пасмурную погоду поход лучше отложить.
Надевайте удобную непромокаемую одежду и обувь.
Прежде чем углубиться в лес, обратите внимание на солнце, запомните, с какой стороны оно расположено. Если солнце справа, то при выходе в том же направлении из леса нужно, чтобы оно оказалось слева.
При задержке в лесу свыше часа вследствие вращения Земли солнце кажется сместившимся вправо. Поэтому, выходя из леса по солнцу, дополнительно отклонитесь влево на 15 градусов за каждый час пребывания в лесу.
Если вы заблудились:
Самое главное — остановитесь и успокойтесь.
Прислушайтесь: шум трактора слышно за 3—4 км, лай собаки — за 2-3 км, идущий поезд — за 10 км. Идя на шум, вы наверняка выйдете к людям.
Можно ориентироваться по линии электропередачи, просекам и тропинкам. Обнаружив любой из этих объектов, идите вдоль него, и вы обязательно найдете людей. Если тропинка хорошо утоптана, но кусты смыкаются над ней на высоте пояса — это звериная «дорога», которая к жилью не приведет.
Если на пути повстречался ручей или река, следуйте вниз по течению. Чтобы идти прямо, а не кружить все время, совмещайте в поле зрения два пройденных объекта.
Не следует выбираться из лесу ночью: начинает темнеть — лучше займитесь обустройством места для ночлега. Для этого подойдет яма от вывороченного с корнем дерева. Из веток сделайте убежище наподобие шалаша и подстилку из подручных материалов. Кстати, о борьбе с холодом. Лист газеты, засунутый под одежду, уменьшит теплоотдачу вдвое. Такой же эффект дает и листва, набитая под одежду.
Если вы надеетесь на спасателей, родных или друзей, оставайтесь на месте. Организуя ночлег, позаботьтесь, чтобы ищущие вас не прошли мимо, — повесьте на кусты носовой платок, лист бумаги, обломайте ветки, потрите травой стволы деревьев.
Лестница в небо
С появлением первых многоэтажек спасать людей в случае пожара, особенно если речь шла о самых верхних этажах, стало очень проблематично.
Тогда-то и была придумана первая пожарная лестница. Она была запатентована американцем Даниэлем Масерисем в 1766 году. Высота изобретения составляла чуть менее 10 метров.
Первую выдвижную пожарную лестницу в 1777 году изобрел Петр Дальгрен из России. Со временем изобретение усовершенствовали и спустя 32 года механик Кирилл Соболев сконструировал 3-коленную выдвижную пожарную лестницу, а еще через год петербургский архитектор Гесте создал 5-коленную лестницу, которая выдвигалась на 17 метров и упирались в стену здания. Кроме того, лестница была оборудована блоками для спуска людей.
Пожарная лестница Петра Дальгрена
Со второй половины XIX века на вооружении российских пожарных были выдвижные лестницы на конных повозках, производившиеся в мастерских Петербургского пожарного депо. Они были громоздкими, что не позволяло маневрировать в тесных дворах, и делало их малопригодными для пожарных целей. Поэтому через некоторое время была построена механическая лестница, известная как «лестница образца 1895 года», которая из-за своей прочности и маневренности получила широкое распространение.
Несмотря на ведущую роль русских изобретателей в создании первых образцов пожарных механических лестниц, в последующие годы их производство в царской России организовано так и не было.
Первые механические лестницы на автомобильном ходу появились в Германии в конце XIX века. Они были небольшой высоты и устанавливались на конную повозку с паровым котлом и паровой машиной. Подъем и выдвижение такой лестницы выполнялись от паровой машины, а вращение и выравнивание производилось вручную.
Производство автолестниц оказалось весьма сложным и трудоемким делом, и возможности полностью обеспечивать запросы пожарных в СССР не было. Как правило, идеи российских инженеров и ученых реализовывались за границей и возвращались на родину в виде товара. Поэтому «сложные» механические лестницы, изобретенные в России, закупались у признанной в пожарном деле немецкой фирмы «Магирус» до самого объявления войны.
В 1951 году, говорят, по приказу самого Берии, советские специалисты попытались скопировать тридцатиметровую лестницу «Магируса» на заводе в Торжке. И спустя 2 года здесь была выпущена первая автомеханическая лестница. Правда, она имела угловатую деревянную кабину, обшитую листами, а конструкция кабины боевого расчета была выполнена под стать заводской. Со временем эта модификация была усовершенствована.
Чем тушить легковоспламеняющиеся жидкости?
Легковоспламеняющиеся жидкости (ЛВЖ) ни в коем случае нельзя тушить водой. Бензин, керосин и тому подобные вещества легче воды, и при попытке залить их водой будут всплывать наверх, не только не прекращая гореть, но и растекаться в стороны, увеличивая площадь пожара.
Так как горение бензина невозможно без доступа кислорода, то для его тушения можно использовать способы, ограничивающие доступ воздуха к очагу возгорания. Легковоспламеняющиеся жидкости можно тушить при помощи влажных кусков ткани или плотной одежды, порошкового огнетушителя, а также используя песок или землю, для этого надо забросать им горящую поверхность. Песок или землю следует начинать сыпать с внешней стороны горящей жидкости по ее периметру, затем по направлению от края к центру постепенно засыпать жидкость полностью.
Делать это стоит аккуратно, избегая резких бросков, так как иначе можно разбрызгать бензин и, попадая на окружающие предметы, он воспламенит и их.
Внимание, вопрос!
Назовите персонажа, для которого вынужденное автономное существование стало стимулом для разведения живности, совершенствования знаний и умений по земледелию, а собственное упорство и жизнелюбие помогло завести друга и вернуться домой.
Ответ: «Робинзон Крузо»
Инна ЧУГАЙ, Центр пропаганды МЧС Республики Беларусь