Российское музыкальное творчество в номинации на премию Союзного государства в области литературы и искусства за 2013—2014 годы представляет симфоническая композиция «Живая музыка Победы». Произведение, исполненное под руководством дирижера — народного артиста СССР Юрия Башмета на Красной площади в честь 60-летия парада Победы, оставило колоссальное впечатление у зрителей и слушателей. Об этом мы побеседовали с одним из его создателей, композитором Владимиром Беляевым во время неформального общения после пресс-конференции в Москве на тему: «Культура как проводник белорусско-российской интеграции. О премии Союзного государства в области литературы и искусства».
— Владимир Владимирович, что значит для вас выдвижение на эту премию? Это признание со стороны коллег или со стороны слушателей и зрителей? А возможно, это закономерный результат плодотворной работы, подведение неких итогов?
— Сейчас идет негласная борьба между шоу-бизнесом и академическим искусством. По исследованиям, опубликованным в интернете, академической музыкой интересуются в мире менее одного процента населения. А если говорить о молодежи, то из этого процента они составляют только сотую или тысячную долю. И, к сожалению, большинство российских средств массовой информации не дают молодым людям информации о классической музыке, не прививают любовь к ней. Я сейчас живу на даче в российской глубинке, там работает только радио России. И когда мне становится скучно, я его включаю. Так вот там сегодня должны были бы транслировать репортажи с этой пресс-конференции по премии Союзного государства, где бы говорилось о литературе и искусстве... Вместо этого по радио наших пенсионеров загружают рекламой лекарств, а молодежь — передачами о рок-музыке. Современные молодые люди совершенно не знают великолепных песен военных лет, именно поэтому мы сделали на этом материале симфоническую композицию, посвященную Великой Отечественной войне. Использовали музыку Александрова, Дунаевского, Богословского, Соловьева-Седого, Блантера, Фрадкина, Мокроусова, Новикова, Пахмутовой, Шостаковича. Причем нужно было успеть все сделать за два месяца. Это была нечеловеческая концентрация усилий.
— Я все же считаю, что в Беларуси ситуация немного другая. Наша молодежь знает песни военных лет и любит их.
— Да, в Беларуси теме патриотического воспитания детей и молодежи уделяется больше внимания, чем в России. У вас хорошо понимают, что без культуры, без сохранения национальных традиций не бывает страны, она исчезает. Открою секрет. Перед концертом на Красной площади представители Комитета по культуре Российской Федерации очень переживали, что народ не поймет данной акции. Они полагали, что наши люди предпочтут петь, плясать, развлекаться и смеяться. Но то, что 10 тысяч человек встали в едином порыве на Красной площади, я думаю, запомнится многим на всю жизнь. Ведь это колоссальный импульс! И, знаете, песни, прозвучавшие во время того памятного концерта на фоне кадров военной кинохроники, рядом с Кремлем, вызывали у зрителей слезы. А выступление Иосифа Кобзона с композицией «Поклонимся великим тем годам!» стало кульминацией концерта. Вот это и есть настоящее патриотическое воспитание. И ради этого мы хотим, чтобы композиция жила. Я уже несколько лет провожу эксперимент. Показываю запись данной композиции молодежи в Беларуси, в России и на Украине — людям, которые никогда не были на концерте классической музыки. Знаете, смотрят от начала до конца с огромным интересом.
— Что вас связывает с Беларусью?
— Мои родственники по материнской линии родом из Быховского района Могилевской области. Кстати, не так давно там состоялся мой авторский концерт, для которого я написал кантату для детского хора и народного оркестра «Лепшая зямля». Родился же я на Украине, в Днепродзержинске. На здешний металлургический завод ехали люди из разных уголков Советского Союза. В те годы туда приехали и мои предки из Беларуси… И вот теперь я предложил создать такое культурно-патриотическое движение, которое называется «Лепшая зямля», чтобы все, что делается в этом плане — фестивали, концерты, — проходило в наших странах под его эгидой. Я не знаю, что получится из этого, но все мы занимаемся одним и тем же — воспитываем детей, даем концерты, пытаемся сохранить традиции, однако делаем все это в одиночку. Если мы организуем фестиваль, мы соберем все силы, все концерты в одно большое мероприятие — это будет событие, явление. Поиск национальной идеи должен сегодня проводиться среди детей, начиная с самого младшего возраста, потому что именно за ними наше будущее. Современная молодежь, к сожалению, уже испорчена двадцатью годами безвременья, это потерянное поколение. А вот если мы обратим свой взор к детям, мы сможем создать новую формацию и в России, и в Беларуси. Это станет нашим новым единством.
— А чем планируете заняться в ближайшее время?
— Недавно отдыхал в белорусском санатории. А поскольку мои корни — из Беларуси, то решил сделать подарок землякам и послал свое сочинение Президенту страны Александру Григорьевичу Лукашенко. Оно, как мне сказали, передано в симфонический оркестр Республики Беларусь, и сейчас ведутся переговоры о его исполнении.