Памятник народного деревянного зодчества — Успенская церковь в деревне Кошевичи, которая находится в Петриковском районе Гомельской области, возведена в 1642 году. Уникальность этой церкви не только в ее солидном возрасте. Эта историко-культурная ценность сотворена местными умельцами без единого гвоздя. Скромный деревенский храм представляет собой самобытный тип культовой постройки, характерный для Белорусского Полесья XVII—XVIII веков.
В ярусном силуэте постройки преобладает купол в форме луковицы, центрального кубоподобного объема, водруженный на высокий двухъярусный граненый барабан. Маленькие верхушки на изящных шейках коронуют шатры колокольни и пятистенной апсиды. Такое пластичное завершение храма контрастирует с простыми геометрическими объемами постройки, которые напоминают своей лаконичностью и незатейливостью деревенские дома с небольшими окошками. Отсутствие пышного декора не лишает памятник архитектурной эстетики, что достигается лаконичной, но пропорционально совершенной композицией. Прихожан удивляет и интерьер молитвенного зала, динамично раскрытого в высокий барабан, из миниатюрных окошек которого струится свет, и отделанное золоченым иконостасом таинственное помещение, святая святых церкви — алтарь. Искусство народных плотников проявилось здесь в создании сложной конструкции: сочетание восьмигранного барабана с квадратным срубом при помощи наклоненных граней, которые называются парусами, — старинный прием, происходящий из самых истоков христианского зодчества.
Как храм выдержал гнет времени и уцелел в годы разрухи и ненастья? Во время войны даже у немцев не поднялась рука его уничтожить, хотя деревня была частично сожжена, многие сельчане погибли. Лет сто назад, как рассказывают местные жители, церковный фундамент укреплялся: люди вручную приподнимали стены лагами. Последний косметический ремонт храма, в ходе которого стены обшили деревянной вагонкой, был сделан в 60-е годы прошлого века. Вот и все. Разве что краска периодически обновляется на церковных стенах. Да все выше дубы-богатыри, которые словно встали на защиту этого уникального места. И все больше становится паломников: люди едут сюда не только со всех уголков нашей страны, но из России и Украины. Они молятся потемневшим от времени иконам и Пресвятой Богородице, и многие получают помощь в виде исцеления, рождения детей, обретения семьи и других земных радостей. А молва о таких чудесах разносится на самые дальние расстояния.
Еще одна особенность Успенской церкви: почти четыре сотни лет она находится на территории местного кладбища. Оно действует до сих пор и абсолютно лишено той помпезности, которая периодически отмечается в захоронениях последних лет. Здесь все максимально просто, зато осязаемо главенствует церквушка под вековыми дубами, которые стоят здесь еще с незапамятных времен. И не боятся никаких бурь. Поэтому поневоле осознаешь, что именно они на деревенском погосте главные памятники, именно они очевидцы и свидетели многовековой истории. А все остальное, в том числе и наша человеческая жизнь, просто пылинка в истории…
Спят вечным сном под этими дубами предки кошевичские, в том числе и партизанские командиры, погибшие во время Великой Отечественной войны. Под одним из дубов похоронена тридцатилетняя санитарка Алена Мостовая, которая была зверски замучена фашистами за связь с партизанами и помощь красноармейцам. Как рассказывают местные жители, Алена верила в Бога, стремилась жить по христианским заповедям и готова была принять любые муки за веру и справедливость. Так оно и случилось. Когда немцы дознались, что девушка оказывает помощь раненым красноармейцам, они учинили над ней страшную расправу, буквально изрезав на части. Но кошевичская санитарка никого не выдала.
Немного истории
Согласно письменным источникам, деревня Кошевичи, которая стала достопримечательностью благодаря местной церкви, известна с XVI века. Чуть позже в Литовской метрике упоминается поместье Косевичское, а в 1642 году и Успенская церковь, к срубу которой вскоре была пристроена колокольня.
Исторически сложилось так, что этот край фактически «переходил из рук в руки». Вот только краткий перечень бывших хозяев: находилась во владении иезуитов, затем виленского епископа, после раздела Речи Посполитой — в составе Российской империи. В начале XIX века в край проникли лучи просветительства: в Кошевичах открылась школа, центр местного сельсовета, а уже в начале 30-х годов был организован первый колхоз.
Во время Великой Отечественной над Кошевичами кружили немецкие истребители, рядом находилась комендатура, а возле железнодорожной насыпи, что недалеко от церкви, немцы расстреливали советских активистов и всех подозреваемых. Тогда много местных жителей погибло и было замучено. В церкви немцы держали пленных красноармейцев, которым жители деревни украдкой передавали еду и медикаменты. В 1974 году к Кошевичам была присоединена деревня Евсеевичи. А после чернобыльской беды здесь появились переселенцы с загрязненных территорий — для них были построены кирпичные дома.
Современный облик
Нынешние Кошевичи — это агрогородок, центр сельскохозяйственного предприятия с одноименным названием. Здесь построены новая школа, клуб, библиотека, ФАП, магазин и отделение связи. Несмотря на свой возраст, населенный пункт имеет вполне современный вид и живет теми же заботами, что и соседние деревни: на полях работает техника, местное хозяйство, кроме хлеба и картофеля, выращивает кукурузу, сою и подсолнечник. Впечатляют и отремонтированный Дом культуры, типовая школа, где учится около полусотни ребят.
Есть и природная особенность этого края — камни, которые регулярно выталкивает из своих недр земля. Ученые подтвердили: это след ледника, который в свое время щедро «удобрил» ими территорию. Уже на въезде в деревню вас встречает огромный валун-указатель весом почти в 5 тонн, который многое повидал на своем веку.
Нерукотворные чудеса Успенской церки
Успенская церковь для здешних — это не только достопримечательность. Это свет в окошке, духовное утешение. Деревня трепетно из уст в уста передает рассказ о том, как сотни лет назад день и ночь трудились ее жители, чтобы вырастить богатый урожай хлеба и заработать деньги. С этими деньгами и отправились три прихожанки в Киев за плащаницей, чтобы такая святыня была и в местном храме. Отправились они туда пешком, взяв про запас лапти. Три года не было слуху от женщин. Но на четвертый они возвратились, выполнив наказ своих земляков и доставив плащаницу в церковь.
Среди редких древних икон, написанных по дереву, есть и крест из Иерусалима, уникальная икона Семи святых мучеников Макковеев, возле которых родители молятся о своих детях. Несколько лет назад у иконы неистово молилась женщина из Столинского района, которой врачи поставили диагноз: бездетность. И чудо свершилось: женщина вымолила все-таки свое материнское счастье! Недавно в кошевичскую церковь с подарками приезжал муж той женщины: в семье появился ребенок. И таких историй люди рассказывают немало.
Но самое главное чудо, которое притягивает сюда паломников, — дупло в одном вековом дубе, издалека напоминающее силуэт Божьей Матери. Подойдешь ближе и увидишь просто огромное дупло, в котором еще во время войны местная детвора играла в прятки. Дупло за послевоенные годы стало еще больше, в рост человека, где можно запросто спрятаться троим или четверым взрослым. Но глянешь издалека и среди осенних ветвей поразишься узнаваемому образу Богоматери. Эту картину также сотворила природа. И что интересно, гигантское дупло не лишило жизни дуб, который бугристыми корнями держится за землю. Каждое лето можно слышать шелест листьев этого великана, словно он пытается рассказать нам о тайнах и чудесах этих мест.
А тайн у кошевичской церкви и по сей день много. Например, во время войны церковный староста закопал в землю колокол. Его не нашли до сих пор, хотя по территории кладбища ходили местные краеведы с металлоискателем. Есть версия, что колокол находится под церковью и каким-то образом усиливает ее чудодейственную силу. Ведь это именно она притягивает людей в намоленный уголок полесской глубинки…
Александр МАЦЕРУК
Вчера исполнилось 9 дней со дня смерти митрополита Филарета – почетного Патриаршего экзарха всея Беларуси, Героя Беларуси, который более 35 лет был главой Белорусской православной церкви. Его погребли за Крестовоздвиженским храмом Успенского Жировичского монастыря. Каким запомнили Филарета (в миру Кирилл Вахромеев), родившегося в Москве и большую часть своей жизни отдавшего белорусской земле? Рассказывают его ученики.