О проблеме насилия в семье говорить одновременно и легко, и трудно. Легко на уровне рассуждений, теории и советов. Трудно на уровне конкретного живого человека, который сталкивается с проблемой ежедневно. Он не хочет рассуждать абстрактно, он ждет помощи. Помощи, а не советов.
Или не ждет ничего и живет, постоянно опасаясь.
Знакомьтесь: Маргарита. Классическая правильная девочка, воспитанная родителями и учителями в небольшом белорусском городке. Окончила школу и институт, вышла замуж. Родила четверых детей и готова была также классически правильно воспитывать их, что называется, «строго, но справедливо». Если бы не одно НО… Продолжением жизненного образования стало совсем не нужное образование классической жены алкоголика, которое, вызывая недоумение нерациональностью мышления пьющего супруга, Маргарита получает который год. Сейчас наступила новая стадия — «пусть пьет, я его не трогаю». Все равно пьющий супруг найдет бутылку, потратит на нее последние крохи зарплаты, так что смысла забирать эту нет никакого: «В игры с выливанием алкоголя и поиском припрятанных запасов спиртного я уже играть перестала».
О супруге Александре говорит мало и неохотно, буквально приходится тащить клещами каждое слово. Зато когда речь заходит о детях — просто теплеют глаза. Они погодки: старшей Жене семь, дальше Ванька, потом Костя и маленькая Танюша. Психолог в детском саду спрашивала: «Если бы вы всей семьей ехали на дачу и в машине не хватало бы места для одного человека, кого бы вы не взяли?» Ребенок ответил: «Папу».
Вообще, имя Маргарита достаточно нарядное и праздничное, сокращаемое в зависимости от обладательницы до простого Рита или экстравагантного Марго. Я не хочу видеть в ней Риту, а тяну изнутри Марго. Претит вся эта забитость, неухоженность, покладистость Рит, которая в предлагаемых обстоятельствах похожа на неуважение к себе. Я жду: в глазах нет-нет да и блеснет Марго. Сильная и волевая. По природе своей она действительно покладистая и интеллигентная, но я, как и вся обстановка этой кухни, как табурет, на котором сижу, как и вся ее теперешняя жизнь, тащу из нее ДРУГУЮ. Я верю в нее — другую…
— Как ты думаешь, отчего возникает домашнее насилие?
— Да от водки все! Сначала пьет неделю, потом ходит по квартире как привидение, цепляется ко мне и детям.
— А чего цепляется-то?
— Один раз открыл холодильник и говорит: «Хочу молока! Купи мне молока!»
— Так сам бы пошел и купил…
— Да не молока он хочет — водки! А денег нет — вот и орет. Знает, что до зарплаты остается неделя, денег нет. Зато потом получит деньги и пойдет в отрыв: будет пить, пока не пропьет все до последней копейки.
— Бьет, толкает?
— Ты знаешь, сейчас побаивается. Я несколько раз милицию вызывала, так поутих. Но никогда не знаешь, что будет, когда придет домой. Недавно прочитала, что один алкоголик собственного ребенка выбросил из окна. Страшно…
— Кто тебе помогает?
— Все и никто. От родителей мне уже стыдно деньги брать, сколько можно-то? Когда муж очень агрессивен, убегаю из дому, ночую у знакомых. Иногда бегу к соседям, прошу телефон, чтобы вызвать милицию… А вообще, кто ж хочет заниматься бытовухой?
— Ты знаешь, что в мире насилием считается не только физическая агрессия, но и вербальная, и экономическая?..
Вопрос повисает в воздухе. И, повисев некоторое время, растворяется как дым. Ей некогда задумываться об этом. Ей нужно тянуть детей. Тянуть, пока есть силы. А сколько их осталось, сил-то?
В нашем обществе о проблеме насилия в семье говорить не принято. Считается стыдным, что ли… Да и как говорить, если в памяти старшего поколения, особенно воспитанного в условиях деревенского патриархата все еще живы воспоминания об отцах, крепкой рукой избивающих матерей, которые, спасаясь, бежали огородами, чтобы схорониться на время. Мне казалось, в нашем поколении эта средневековая дикость уже не проявится, ан нет — проявляется.
Что способно остановить насилие?..
Раиса МЕЛЕШЕВИЧ