Специалисты МЧС рекомендуют:
* постарайтесь не выходить на улицу без особой надобности;
* надевайте свободную одежду из натуральных тканей, позволяющую телу «дышать»;
* обувь должна быть открытой и комфортной;
* выходя из дома, возьмите с собой бутылочку негазированной минеральной воды;
* на улице лучше держаться в тени, по возможности заходить в магазины или помещения с кондиционерами;
* в жару лучше пить воду с соком лимона, теплый зеленый чай без сахара, негазированную минеральную воду, компоты и морсы;
* пища должна быть легкой: овощи, фрукты, отварная рыба и курица, холодные супы и окрошки. Исключите из своего рациона жирные, жареные и сладкие блюда;
* носите с собой распылитель с минеральной водой. Попадание влаги на открытые участки тела принесет ощущение свежести и прохлады и, к тому же, увлажнит кожу.
Если человек перегрелся (симптомы: слабость, вялость, головокружение, сильное потоотделение, жажда, головная боль, тошнота и рвота; в особо тяжелых случаях возможна потеря сознания), необходимо незамедлительно обратиться к врачу и провести мероприятия по охлаждению организма. Пострадавшего нужно уложить в тени, на голову положить холодный компресс или влажное полотенце. Если человек в сознании, дать ему обильное питье. Если нет, то приводить в чувство с помощью нашатырного спирта и ждать приезда бригады скорой помощи.
Угрозы грозы
Что делать, если начинается гроза, а вы находитесь
в квартире, доме:
— отключите все электроприборы и вытащите штекер наружной антенны из телевизора;
— прекратите телефонные разговоры;
— закройте окна, чтобы ликвидировать сквозняки.
Во время грозы нельзя находиться у окна, печи, камина, на крыше и на чердаке.
на открытой местности (в поле):
— покиньте открытое пространство, поищите яму или овраг и сядьте там в позу «эмбриона». Если же никаких углублений поблизости нет — присядьте как можно ниже или лягте на землю;
— не стойте на возвышенностях, у опор линий электропередач и под проводами;
— не прячьтесь в стоге сена или соломы, в одиноко стоящих бараках или сараях, под одиноко стоящими деревьями;
— прекратите спортивные игры, уйдите в укрытие.
на улице:
— укройтесь в помещении или в подъезде любого дома;
— можно спрятаться под козырьком здания, но нельзя прикасаться к стене;
— не пользуйтесь мобильным телефоном;
— не стойте вблизи высоких столбов, рекламных щитов и т.д.
в машине:
— прекратите движение;
— закройте окна, опустите антенну, заглушите двигатель и переждите грозу в салоне автомобиля;
— не дотрагивайтесь до ручек дверей и других металлических предметов.
на водоеме:
— выйдите из воды, отойдите подальше от берега и спрячьтесь в укрытии;
— если вы находитесь в лодке, немедленно гребите к берегу.
Пожарный автомобиль
Первым в истории пожарным автомобилем считается построенный в середине XIX века самоходный паровой насос. Паромобиль мог доставить боевой расчет из пяти человек к месту бедствия. На машине компактно располагались пожарные рукава и другое вооружение.
И если в Европе в конце XIX столетия предпочтение отдавали паровым самоходам, то на просторах Российской империи огнеборцы все еще пользовались конной тягой для быстрого прибытия на пожар.
В 1901 году немецкой фирмой был выпущен уже электромобиль. Он был довольно громоздким, двигался с небольшой скоростью и требовал частой перезарядки аккумуляторов. Причем это можно было сделать только в пожарных частях, оснащенных специальным оборудованием, а значит, радиус действия такой машины был очень ограничен.
Эра пожарных паро- и электромобилей оказалась непродолжительной и завершилась появлением бензомоторных машин, которые совершили настоящую революцию в деле пожаротушения.
В царской России первый пожарный автомобиль появился в 1904 г. Машина представляла собой автолинейку, предназначенную для перевозки 10 бойцов и пожарных рукавов. По бортам располагались 2 пожарные лестницы. Этот автомобиль был построен в единственном экземпляре и передан в одну из пожарных частей Санкт-Петербурга, в которой и прослужил до 1910 года.
Преимущества такой техники были очевидны, и в середине 1920-х годов уже советский автопром организовал производство пожарных автомашин на шасси автомобилей иностранного производства. И все равно таких «переделок» не хватало. Поэтому многие энтузиасты в различных регионах своими силами приспосабливали неисправные военные авто для нужд пожарного дела.
Первый же пожарный автомобиль уже на советском шасси появился в СССР в 1928 году. А спустя 9 лет началось серийное производство специальной техники. Она сделала пожарную охрану мобильной и мощной — большинство загораний ликвидировалось в самом начале.
Сегодня в арсенале спасателей десятки разновидностей специальных автомобилей, отличающихся современной конструкцией, комплектацией и надежностью. При этом специалисты продолжают разрабатывать новые виды аварийно-спасательной техники, чтобы в кратчайшие сроки и с минимальными потерями ликвидировать последствия не только пожаров, но и техногенных аварий и стихийных бедствий.
Инна ЧУГАЙ, Центр пропаганды МЧС Республики Беларусь