В числе соискателей премий Союзного государства в области литературы и искусства за 2013-2014 годы, которые были объявлены 24 мая, значится уникальный российско-белорусский проект «Букет для славянки».
Проект является результатом творческой работы коллектива Павловопосадской платочной мануфактуры и Культурно-исторического комплекса «Золотое кольцо города Витебска «Двина».
Возвращение к истокам
Напомним, что три премии Союзного государства в области литературы и искусства были учреждены 28 апреля 1999 года. Впервые они были присуждены в 2002 году и с тех пор вручаются раз в два года. Присуждение премий стало свидетельством и признанием значительных заслуг мастеров культуры в деле строительства Союзного государства.
Надо сказать, Павловопосадская платочная мануфактура уже выдвигалась от Российской Федерации на соискание премии Союзного государства в области литературы и искусства за 2011—2012 годы с коллекцией шалей «Наследие». Проект удостоился высоких отзывов и был включен в число номинантов союзной премии. «Букет для славянки», который выдвигается на соискание премии в этом году, является уже совместным российско-белорусским проектом. Без сомнения, это яркий пример плодотворного творческого сотрудничества России и Беларуси в области народных ремесел и промыслов.
Основа для рождения проекта «Букет для славянки» была заложена в 2010 году на международном фестивале искусств «Славянский базар в Витебске». В выставочном зале Культурно-исторического комплекса «Золотое кольцо г. Витебска «Двина» состоялась большая выставка платков и шалей Павловопосадской платочной мануфактуры. Насколько белорусов впечатлило великолепие красок и узоров павловопосадских платков, настолько российским гостям из Павловского Посада Московской области, что называется, «легли на душу» народные костюмы витебского строя. И вскоре член городского клуба мастеров народного творчества Культурно-исторического комплекса «Золотое кольцо г. Витебска «Двина» Нина Бобрович получила интересное предложение — разработать коллекцию белорусской национальной одежды с элементами из павловопосадских платочных рисунков.
— Конечно, я с радостью согласилась участвовать в проекте, сразу увидев безграничный потенциал такой коллекции, — призналась нашему корреспонденту Нина Бобрович. — Ведь, с одной стороны, это уникальная возможность популяризировать национальный белорусский костюм, с другой — поработать с таким уникальным брендом народных художественных промыслов России, как Павловопосадская платочная мануфактура.
С павловопосадскими платками Нина Александровна, как и многие в нашей республике, знакома не понаслышке. В деревне Старый Лепель Лепельского района, где она выросла, павловопосадские платки были главным богатством в девичьем приданом. «Помню из своего детства, эти платки считались очень большой ценностью, но мало кто мог себе позволить носить целый платок. В сельские магазины большие шали с бахромой присылали по почте в единичных экземплярах. Чтобы увеличить количество счастливых желающих, дефицитную вещь покупали в «складчину» и разрезали на четыре части. Все деревенские женщины мечтали, что когда-нибудь смогут нарядиться в целую шикарную шаль», — вспоминает белорусская мастерица.
Нина Бобрович занимается изучением и воссозданием народных костюмов Витебщины уже более двадцати лет. Неоднократно выезжала в этнографические экспедиции, является автором около 30 научных публикаций, разработала более 100 эскизов реконструкций аутентичных артефактов и сценических народных костюмов, имеет государственное авторское право на созданные в 2006 году эскизы народных костюмов для восстановления спектакля «Нестерка», являющегося визитной карточкой Национального академического драматического театра им. Я.Коласа.
В основу проекта «Букет для славянки» легла коллекция шалей «Цветы России», которая включает авторские работы ведущих художников Павловопосадской платочной мануфактуры. «Возвращение к истокам» — так решено было назвать авторскую коллекцию моделей одежды, разработанную на основе купонов павловопосадских платков. Она представляет собой реконструкцию народного костюма, бытовавшего на витебско-псковском и витебско-смоленском пограничье рубежа XIX—XX веков, а также современные модели, исполненные в традициях конструктивизма и фольклоризма.
«Платок первичен, я работаю с тем, что уже создали павловопосадские художники, но при этом пытаюсь мысль художников развить, донести и дополнить тем, как мы понимаем ее в контексте Беларуси», — рассказывает Нина Бобрович. Она работает в тесной творческой связке с ведущими художниками Павловского Посада Виктором Зубрицким, Валерией Фадеевой и Еленой Жуковой, которые уже не раз приезжали в Беларусь в рамках работы над совместным проектом. С другими российскими коллегами по проекту Еленой Фаворитовой, Ириной Дадоновой и Татьяной Сухаревской общение происходило через результат их творчества — авторский платок, от которого и рождалась концепция будущей модели костюма.
У каждой модели коллекции «Возвращение к истокам» есть свое имя, несущее ту или иную смысловую нагрузку. «Зося» и «Прасковья» — так назвала мастерица модели двух первых косоклинных сарафанов традиционного кроя. «Прасковья» была создана на основе платка «Испанский» художника Виктора Зубрицкого, «Зося» — на основании платка «Аромат лета» Ирины Дадоновой. Вскоре девичий хоровод сарафанов дополнили «Акулина», «Вера», «Надежда», «Устинья», «Владислава» и другие модели. Не остался без внимания и сильный пол — на свет появились «Иван» и «Василек».
Презентация проекта состоялась в прошлом году в рамках фольклорного праздника «Народное гулянье Масленица», прошедшего в Культурно-историческом комплексе «Золотое кольцо г. Витебска «Двина». С тех пор он неоднократно представлялся для участия в различных мероприятиях как в Беларуси, так и в России, неизменно получая самый теплый прием.
— Я была приятно удивлена, когда в прошлом году на «Славянском базаре в Витебске» даже мужчины принимались разглядывать одетые в костюмы из коллекции манекены. Ведь они очень редко рассматривают женскую одежду, их это мало интересует. А тут подходили, останавливались и пытались понять, как что в костюме «устроено», — с улыбкой рассказывает Нина Бобрович.
Большая выставка-продажа павловопосадских платков и демонстрация разработанной на их основе коллекции одежды «Возвращение к истокам» обязательно пройдет на «Славянском базаре в Витебске» и нынешним летом. Будут показаны все модели коллекции, которых на сегодняшний день уже двадцать. В том числе и ее новинки — модели костюма, созданные под впечатлением «супрематического мира» художника-авангардиста Казимира Малевича.
На сегодняшний день «Возвращение к истокам» является исключительно выставочным проектом. Но, возможно, со временем отдельные модели коллекции, что называется, «пойдут в народ». Этностиль сейчас на пике моды, и нарядиться погожим летним днем в красивый и натуральный по составу этносарафан, я бы, честно сказать, не отказалась...
Цветы России. И Беларуси...
Приятно отметить, что результатом российско-белорусского проекта «Букет для славянки» стала не только коллекция моделей одежды «Возвращение к истокам». Помимо этого, павловопосадские художники создают потрясающей красоты платки, посвященные Беларуси. Приезжая в нашу страну, они имеют возможность постичь ее душу, почерпнуть вдохновение и получить столь необходимую в творческом процессе эмоциональную подпитку.
— При работе над совместной коллекцией мы постарались найти в своих произведениях тему Беларуси. Таким образом вырисовались платки «Русь», «Журавушка», «Старый замок», «Малиновка», а также «Славянка», где главное «действующее лицо» — васильки, — рассказал нашему корреспонденту руководитель проекта «Букет для славянки» главный художник Павловопосадской платочной мануфактуры Виктор Зубрицкий.
В прошлом году на «Славянском базаре в Витебске» коллектив художников Павловопосадской платочной мануфактуры был удостоен специального диплома Постоянного комитета Союзного государства «За творческое воплощение идей дружбы народов Беларуси и России». «Мы этим дипломом очень гордимся и благодарим Постоянный Комитет за такую оценку нашего творчества», — отметил Виктор Зубрицкий.
Как призналась нашему корреспонденту павловопосадская художница Валерия Фадеева, у каждого посвященного Беларуси платка есть своя история. К примеру, образ платка «Славянка» возник у нее во время «Славянского базара в Витебске», символом которого являются васильки. «Мне рассказали историю, что раньше во время «Славянских базаров» буквально на каждом углу стояли бабушки, которые продавали маленькие букетики васильков. Так что это был не просто символ праздника, а маленький красивый нюанс. И мне эта история так запала в душу, что я приехала домой и сделала рисунок, который назвала «Славянка». Здесь есть и букетики белорусских васильков, и маленькие розовые цветочки с русских полей как символ дружбы между нашими народами», — рассказала художница.
А вот платок «Малиновка» обязан своему появлению знаменитой песне «Верасов» «Малиновка», которую Валерия Фадеева услышала на одном из концертов. «У меня в голове уже вырисовался образ платка, посвященного Беларуси, но чувствовала, что не хватает еще какого-то нюанса. И когда зазвучала песня «Малиновка», сразу родилось и название, и колорит, и зазвучал сразу этот рисунок совсем по-другому, в нем появились маленькие ягодки, — признается Валерия Фадеева. — Так что белорусские идеи влияют на наши рисунки, наши рисунки — на идеи, которые возникают у Нины Бобрович. А все вместе — это наш замечательный проект «Букет для славянки», который мы очень любим».