Погода, Беларусь
Главная Написать письмо Карта сайта
На заметку потребителю
>>>
Совместный проект
>>>
Люди в белых халатах
>>>



Жизнь без опасности

№5 от 31 января 2013 года

Выхожу один я на дорогу
Выхожу один я на дорогу

— А почему вы не пишете о так называемых стопменах, которые стоят на пешеходных переходах, жезлом и знаками махают? — тон беседы звонившего в редакцию был эмоционален. — Это же сплошная показуха и очковтирательство! Я-то не мог понять вначале, что за зомби стоят в жилетах вдоль дороги — в основном дамы бальзаковского возраста. Едешь на машине, а они стоят, стоят, стоят… А за то, что пытаются еще и детей выставить на дороги, вообще поубивал бы!Я попросила сбавить градус беседы и пообещала, что обязательно вернемся к этой теме.
Напомним, учителей обязали работать стопменами после гибели в ноябре прошлого года учащегося третьего класса минской школы № 23, который выбежал из-за припаркованного перед входом в школу автомобиля и попал под колеса «Порше Кайен». В отношении водителя было возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 317 УК (нарушение правил дорожного движения лицом, управляющим транспортным средством, повлекшее по неосторожности смерть человека). Дело передано в суд.
После этой трагедии было решено, что сотрудники ГАИ, педагоги и родители объединят усилия по обеспечению безопасности детей — будут дежурить у пешеходных переходов и помогать переходить дорогу школьникам. Ранее такой эксперимент проводили некоторые учебные заведения страны и на основе их опыта разрабатывались методические рекомендации, которые и появились к сентябрю в школах.
По словам первого заместителя председателя комитета по образованию Мингорисполкома Марии Киндиренко, на конец года у минских школ дежурило более 280 отрядов стопменов.
То, что учителя были не в восторге от новых возложенных на них обязанностей, лишний раз говорить не надо. Однако даже те, кто принял эту почетную миссию, возмущались и были крайне недовольны. Правда, выходили. Во многих школах педагогам помогали родители и старшеклассники.
«Стою у края дороги, наряженная в люминесцентный жилет, и чувствую себя крайне неловко, — делится впечатлениями знакомая молоденькая учительница. — Некоторые водители останавливаются, открывают окно и начинают шутки в мой адрес бросать: мол, сколько стоит провести время с такой милашкой? Я объясняю, что стою здесь в качестве стопмена. А они: «Нет, вы скорее стопвумен, а не стопмен». Им смешно, а мне неловко!»
В интернете разгорелись жаркие споры о целесообразности таких добровольных помощников на дороге.
«У меня есть знакомая учительница. Их обязали приходить в школу к 7 часам и «следить за дорогой». Можно пойти дальше и призвать, например, педиатров приходить пораньше и следить, а «безопасно ли идут» на прием к врачу дети? При этом разрешить прихватывать пациентов постарше — пусть тоже следят, нечего в очередях зря время терять! И еще можно продавцов магазинов игрушек к этому делу приобщить: часть пусть работает, а часть — идет на улицу и «следит за дорогой». А гаишники пусть ездят мимо и смотрят, все ли хорошо справляются с «возложенными обязанностями».       
Популярный гродненский сайт провел опрос на тему «Готовы ли вы добровольно стать «стопменом» в своем «спальном» районе?» (дежурства — час утром перед занятиями и час вечером — после школьных уроков). Большинство посетителей честно признались, что к такой общественной нагрузке относятся негативно. Некоторые из них вроде и согласны поработать стопменами, но чтобы им, как в Америке, за это что-то платили. 
Были и те, кто замечал, что добровольно выйти на такие дежурства могут только родители и родственники детей, которые пострадали в ДТП. «Неужели остальным нужно испытать подобные ощущения, чтобы не искать крайнего в неплохом начинании? Но если это поможет спасти хоть одного ребенка или просто заставит водителей обратить внимание на соблюдение ПДД — это уже хорошо! Главное, чтобы был толковый организатор этого мероприятия, а не просто тупое принуждение», — рассуждали они. 
«Для безопасности своего сына я и не это (постоять раз-два по пару часов в месяц) смогу сделать. И абсолютно БЕСПЛАТНО!» — написала чья-то мама.
А некоторые вопрошали: как совместить работу с такими ранними или поздними дежурствами? А если учесть, что у нас много неполных семей, то возникший вопрос покажется вполне закономерным. Раз наниматель вошел в положение, второй… А потом он прямо заявил: «Ты у меня кто — стопмен или бухгалтер?».
Правда, многие инспекторы ГАИ считают, что стопмены должны работать в часы-пик и на нерегулируемых пешеходных переходах вблизи учебных заведений. Все-таки безопасности не бывает много. И светофоры, которые многие считают достойной заменой стопмену, не всегда стопроцентная страховка от несчастного случая, аварий хватает и на переходах, оборудованных этими устройствами. Наш человек привык, что над ним должен стоять кто-то «с палкой» — в противном случае механизмы самодисциплины часто не включаются. Если никто не видит, значит, можно с чистой совестью нарушать правила… А утром, когда некоторые, особенно малолетние, пешеходы ползут как сонные мухи, такие «живые светофоры», приковывающие к себе внимание, стимулируют человека к исполнению ПДД.
Хотя, признаемся, для того, чтобы коренным образом изменить ситуацию и свести к минимуму количество ДТП с участием детей, нужны другие, более действенные меры.
То, что сегодня практически все школы устанавливают ворота, шлагбаумы, обносят здание по периметру забором, правильно. Ведь те же ворота для детей — психологический барьер. Когда ребятишки выходят за забор, они вроде помнят о том, что через дорогу нужно переходить по правилам. Когда же они играют во дворе школы, то теряют бдительность и совершенно не задумываются о машинах. Так же произошло и с погибшим мальчиком: дети просто играли в догонялки возле школы, не предполагая о возможной опасности для себя.
Однако взрослые должны помнить, что дворовые территории, где тоже часто случаются ДТП с участием маленьких пешеходов, не обнесешь забором!  
Главное, воспитывать детей нужно на собственном примере. Родители, учителя — это несомненные авторитеты для ребенка. И если он видит, как мама, к примеру, «срезает углы» на пешеходном переходе или перебегает в неположенном месте, то как вам кажется: скопирует ли он такую модель поведения? Вопрос риторический. Воспитывать должны не только учителя и инспекторы ГАИ, а прежде всего — самые близкие и родные люди. Это их задача. Хотя мы, конечно, всегда поможем, подскажем, как сделать лучше и эффективнее.

 
Концепт Виртуальной Стены
Лично я сомневаюсь, что лет через десять кто-то вспомнит о существовании стопменов, они, скорее всего, станут анахронизмом. Уже изобретены технические новинки, которые вполне могут заменить этих добровольных помощников. Правда, стоят они недешево.
Дело в том, что один корейский дизайнер решил исправить ситуацию с дорожно-транспортными происшествиями при помощи психологических методов, и предложил концепт лазерной Виртуальной Стены, которая заменяет светофор. Когда у обычного светофора должен загореться красный свет, система Виртуальная Стена активирует лазерную подсветку, и около стоп-линии прямо на проезжей части появляется изображение идущих пешеходов.
Излучатель имеет небольшую мощность, а значит, он не может причинить вреда ни автомобилю, ни человеку, поэтому проигнорировать запрещающий сигнал «виртуальной стены» так же просто, как и сигнал светофора. Однако изображение живых людей, пускай даже и схематическое, создает для водителя гораздо более прочный психологический барьер, который не позволяет ему двигаться дальше.
Идея концепта Виртуальной Стены имеет массу других несомненных достоинств. Так, дорожную разметку может замести снегом, светофор может скрыться за деревом или просто остаться незамеченным на фоне яркой мигающей рекламы. А лазерную картинку не заметить будет трудно. Кроме того, систему можно использовать для того, чтобы отслеживать нарушителей. Концепт был разработан еще в 2006 году, в последующие годы он неоднократно получал призы на дизайнерских конкурсах, а уже в этом году, как сообщается, виртуальные лазерные стены могут появиться в крупнейших городах мира.
Остается надеяться, что вскоре и у нас в Минске — хотя бы в качестве эксперимента — появится парочка таких суперсовременных пешеходных переходов.
…И еще один момент в разговоре о безопасности и культуре вождения. Признаемся, что у нас не только с правилами «напряженка», но и у некоторых водителей с психическим здоровьем — большие проблемы. Простой пример. Недалеко от моего дома имеется нерегулируемый пешеходный переход. Иду как-то вечером по нему — все машины остановились… Боковым зрением вижу: на джипе несется девушка, тормозить даже не пытается. Машина подпрыгивает на «лежачем полицейском», сигналит на всю улицу и несется дальше… Из окна машины замечаю фигуру из одного пальца, символизирующую презрение к пешеходу. Ну что говорить об умственном развитии такого водителя? Какой стопмен заставит ее соблюдать ПДД? Кто выдал ей права? Наверное, права выдали в «Орифлейме», как шутили в одной передаче. Поэтому вывод только один: давайте уважать друг друга! Особенно на дороге! Ведь цена нашему хамству и невежеству — человеческая жизнь.

Елена НИКОЛАЕВА



Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике

На прошлой неделе 3-летний малыш из Светлогорска выпал из окна четвертого этажа. Плач ребенка услышала соседка, она же вызвала медиков. Оказалось, отец оставил дома мальчика с двумя сестричками – пяти и семи лет,  сам ушел в магазин. Оставшись без присмотра взрослых, любознательный малыш вышел на балкон, забрался на столик возле открытого окна... Сейчас он с тяжелыми травмами в больнице. К сожалению, его история – не редкость. Каждый год более 100 детей гибнут, попав в ДТП, отравившись, проглотив инородный предмет, выпав из окна или по другим причинам. Как это можно предотвратить?

На какие только вызовы не приходится выезжать работникам МЧС! Пожары, аварии на дороге, различные ЧП...

«Дежурная служба МЧС. Чем можем помочь?» – эти слова слышит каждый человек, позвонивший туда.

В Беларуси 25 июля отмечается День пожарной службы.