Когда в далеком уже теперь 1968 году Владимир Мулявин и пятеро музыкантов— Леонид Тышко (бас-гитара), Валерий Яшкин (клавишные), Владислав Мисевич (флейта и саксофон) и Александр Демешко (ударные) — организовали в Минске вокально-инструментальный ансамбль, никто и предположить не мог, что этот коллектив, через год сменивший название с «Лявоны» на «Песняры», ждет долгая и счастливая музыкальная жизнь. А рукоплескать ему будут концертные залы и стадионы шестидесяти стран мира.
Взяв в основу репертуара белорусскую народную песню, ансамбль стал лауреатом Всесоюзного конкурса артистов эстрады, получив право записи грампластинок на Всесоюзной фирме «Мелодия» и сольных концертов, но Владимир Мулявин — солист, аранжировщик и соло-гитарист — прекрасно понимал, что это большой аванс, а чтобы покорить музыкальный Олимп, предстоит еще очень много работать и поднять коллектив на принципиально новый музыкальный уровень.
Музыка «Песняров» надолго и прочно пришла в нашу жизнь. В 1970 году на киностудии «Беларусьфильм» был снят фильм «Мировой парень». Роль талантливого инженера сыграл киевский актер Николай Олялин, которому пришлось проявить смекалку и мастерство шофера, представляя прославленный коллектив Минского автомобильного завода на авторалли. Но хороший кинофильм немыcлим без задушевной музыки! И в начале картины звучит потрясающая песня «Березовый сок», хорошо знакомая людям старшего поколения (музыка Вениамина Баснера на слова Михаила Матусовского), в исполнении «Песняров». Счастливая и долгая жизнь получилась у этой песни!
Режиссер Котеночкин в своем мультфильме «Ну, погоди!» отправляет бесшабашного и нерасторопного Волка ловить храброго Зайца в поле под мелодию белорусской народной песни «Касіў Ясь канюшыну».
Ни для кого не секрет, что Владимир Мулявин — русский, уральский парень, родившийся в обычной семье. Он стал основателем, художественным руководителем с незаурядными организаторскими способностями, композитором, аранжировщиком и истинным лидером прославленного коллектива. С его именем связаны все успехи этого по-настоящему уникального белорусского ансамбля. Именно он по крупицам собирал репертуар по глухим деревням Беларуси. Были неоднократные творческие поездки на юг республики, в Белорусское Полесье, на Гомельщину: в Житковичи и Туров — удивительный лесной край, край полей, синих озер и многочисленных рек, тихо несущих свои воды в величавую красавицу Припять.
Именно об этой земле ярко и вдохновенно писал Якуб Колас:
«Я люблю твой пакой,
Яснасць ціхіх дзянькоў,
Залацісты убор
І палёў і лясоў,
Што пад сонцам асеннім гарыць»
Мулявин — непревзойденный лирик! Пожалуй, трудно найти в Беларуси композитора, который обладал бы такими же поистине энциклопедическими знаниями русской и белорусской поэзии, какие были у Владимира Георгиевича. «Явор и калина» на стихи Янки Купалы о весеннем пробуждении природы, «Алеся» на слова Аркадия Кулешова, которую мы сразу узнаем буквально с первых аккордов соло-гитары Мулявина, «Александрина» на стихи П. Бровки о первой, нежной и искренней любви юноши и девушки. Будучи виртуозным гитаристом, неординарным аранжировщиком и прекрасным певцом, В. Мулявин доверил исполнить эту песню приглашенному в ансамбль выпускнику минского архитектурного техникума 22-летнему Леониду Борткевичу.
А потом Мулявин приглашает в ансамбль Анатолия Кашепарова и доверяет ему исполнение песни «Спадчына» на стихи Янки Купалы, через месяц после прихода в коллектив Кашепаров отправляется на гастроли в Чехословакию.
Репертуар — вот беспроигрышная козырная карта Мулявина!
Подбирая солистов в свой коллектив, Мулявин всем сердцем чувствовал, кого принять в ансамбль и кому доверить конкретную песню, чтобы она ярко сверкала всеми своими гранями. И сегодня мы с трепетом в душе вспоминаем Леонида Борткевича и песню в его исполнении «Белоруссия». На гастролях в Новосибирске Валерий Дайнеко дебютировал с песней «Беловежская пуща», которая и сегодня частенько звучит в многочисленных концертах. Невозможно представить Анатолия Кашепарова без песни «Вологда», которая так полюбилась слушателями старшего поколения. «Журавли на Полесье летят» — жизнь этой песне на стихи белорусского поэта Алеся Ставера дал Игорь Пеня, приглашенный Мулявиным в ансамбль из черноморского города Сочи.
Все песни коллектива, рожденные в результате кропотливого и чистосердечного, душевного труда музыкантов ансамбля представляют собой единый гармоничный спектакль. Когда начинался концерт, на сцену выходил Мулявин и дарил всем свою чистосердечную улыбку, а глаза его выражали признание публике. И зрительный зал буквально взрывался аплодисментами. Песня «Крик птицы» на стихи киевского поэта Юрия Рыбчинского стала в середине 70-х годов двадцатого века визитной карточкой Мулявина как неповторимого певца, обладающего голосом лирического тенора. Владимир Георгиевич дал долгую и счастливую жизнь песням «Сережки» на стихи М. Танка, «Наши любимые», «За полчаса до весны» «Аве, Мария», «Красная роза»...
Премьера программы «Вянок» к столетию со дня рождения М. Богдановича состоялась в зале библиотеки ООН осенью 1991 года. Когда звучали «Вероника», «Слуцкие ткачихи», «Лявониха», зал не скрывал эмоций. Песню «Погоня» о непростой судьбе белорусской земли в исполнении Мулявина зрители встретили овацией.
Просто невозможно представить концерты последних лет без песни Олега Молчана на стихи Янки Купалы «Молитва». Владимир Георгиевич исполнял ее в костюме, напоминающем кольчугу ратника, готового в любую минуту выступить на защиту рубежей родной белорусской земли...
Сегодня невозможно представить нынешних поп-звезд, поющих «Сережки», «Крик птицы», «Молитву». Просто бездонная разница в классе! И пока жива на планете музыка, пока открываются двери концертных залов, которые заполняют зрители, будет жить это имя — Мулявин!
Сергей ЯКОВЕНКО, Московская обл., г. Пушкино