Мир — в танке!
Нет, не в том плане, что люди планеты отныне глухи и безразличны к окружающей действительности. И не в том смысле, что парни во всех концах земли задраили люки бронированных машин, взялись за рычаги управления и напряженно всматриваются в прицелы башенных орудий. Смотрят они, конечно, внимательно. Но всматриваются миллионы и миллионы поклонников игры «Мир танков» не в триплексы, а в экраны мониторов своих компьютеров, а руки их лежат на клавиатурах и «мышках». Там, в сети, ежедневно гремят выстрелы, грохочут тяжеленные катки «абрамсов» и «леопардов», «тигров» и легендарных «тридцатьчетверток». Там судорожно заряжаются подкалиберные и бронебойные снаряды, быстро меняются траки гусениц и ремонтируются двигатели прямо в полевых условиях. Мир подсел на онлайн-игру, которую создали белорусские разработчики!
Говорят, что одним из танков управляет сам король Иордании. Точно известно, что американские танкисты после Афгана и Ирака избавляются от стресса, ожесточенно тиская кнопки «мышей». Командовать соседним танком может пацан семи лет от роду и дедушка под семьдесят, татуированный качок и хрупкая блондиночка. Танкам все возрасты покорны и без половой сегрегации!
А людям «незаболевшим» остается лишь одно — удивляться этому феномену, поражаться сверхпопулярности игры и пытаться понять, в чем секрет ее атомной привлекательности...
Минские разработчики создали онлайн-игру «Мир танков», от которой фанатеют более 40 миллионов поклонников по всему миру и которая уже попала в Книгу рекордов Гиннесса. Как всего за два с небольшим года компьютерная забава завоевала мировую популярность? Почему разработчики сделали ставку на военную тематику? Кто садится
за виртуальные рычаги военных машин? И как удается придерживаться исторической реальности? Об этом и многом другом рассказал
в интервью газете «7 дней» продюсер World of Tanks Михаил Живец.
100-процентное попадание
— Как родилась идея создания компьютерной игры? И почему вы остановились на военной тематике, а не на фэнтези и магии?
— Выбор военной тематики не был выстрелом наугад. К разработке игр — геймдеву — нужно подходить серьезно. Это прежде всего бизнес, причем рискованный. Можно потратить месяцы, иногда и годы на создание продукта высокого качества, а он в результате окажется невостребованным.
Действительно, сначала мы подумывали о фэнтези. Ведь тогда — в 2008—2009 годах — индустрия компьютерных игр сплошь и рядом состояла из разномастных забав по мотивам вселенной английского писателя Толкиена, автора известной трилогии «Властелин колец». Мы тоже хотели прокатиться на волне модной тенденции и даже создали прототип игрушки с магией и выдуманными персонажами. Но, к счастью, вовремя одумались. Выходило, что нам нужно было конкурировать с серьезными западными компаниями-асами, которые выпустили немало онлайн-развлечений с их фантазийными мирами, эльфами, орками. Тогда-то и решили не ковать очередной клон, а продолжить собственный военно-исторический опыт (до этого компания «Геймстрим» выпустила игру «Операция «Багратион», действие которой происходит на белорусской земле летом 1944 года. — Прим. авт.). Рискнули — и не прогадали. В детстве все мальчишки и девчонки играли в «танчики», собирали их достоверные модели, этой теме были посвящены многие советские фильмы.
— Признайтесь, где-то в глубине души рассчитывали на такую всемирную популярность?
— «Мир танков», мягко говоря, превзошел все наши лучшие ожидания. Конечно, мы планировали, что проект воспримут на ура по меньшей мере в России
и странах СНГ. Тема Второй мировой войны до сих пор будоражит умы человечества. Однако оказались абсолютно не готовы к тому, что в игру придет столько желающих. Рассчитывали набрать для тестирования всего около 5 тысяч человек, но с первого же объявления о начале бета-теста пришлось рассматривать до 300 заявок в день. Игровые серверы просто не выдерживали нагрузки, отказывало «железо» и сетевое оборудование. Пришлось оперативно исправляться, наращивать мощности. Наибольшей популярностью «Мир танков» пользуется в России и странах СНГ. Что касается дальнего зарубежья, у игры целая армия поклонников в таких странах, как Германия, Франция, Польша, Китай, Словакия и государства Балканского региона.
— Как на задумку белорусов отреагировали россияне? Поддержали или же отнеслись скептически: мол, все равно у вас ничего не получится?
— Сложно сказать, ведь несмотря на то, что работа над «Миром танков» ведется главным образом в Минске, над игрой трудится не один десяток специалистов из России. Хотя поначалу приходилось слышать разное от коллег по цеху — от дружеских насмешек до откровенных издевок. Некоторые даже оставляли на наших интернет-форумах комментарии в стиле «Да что вы сможете сделать со своими танками?», «Не будет орков — не будет денег!». Но мы сумели доказать обратное. И танками можно заинтересовать.
— Игра не стоит на месте, постоянно дополняется. Качественный глобальный продукт наверняка требует большого количества специалистов?
— Когда мы только начинали разработку World of Tanks, в штате компании числилось менее 100 сотрудников. Поэтому они зачастую выполняли задачи совершенно разного профиля. К примеру, один и тот же работник мог заниматься и написанием кода, и тестированием, и еще чем-нибудь. Трудно представить, но первые версии, где на экране ездили и стреляли два танка, — плод стараний всего 20 (!)
наших сотрудников. Сегодня над проектом трудится более 500 человек. Это программисты, художники, рисующие 3D-модели, игровые дизайнеры, которые придумывают, как в игре должен двигаться танк и по каким законам физики проходит стрельба. Отдельно существует команда специалистов, которая отвечает за все нововведения. Компания продолжает расширяться, появляются новые вакансии. Попасть в команду мечтают даже профессионалы с опытом работы в фирмах с мировыми именами. Например, не раз приезжали в Минск для консультаций и совместной работы программисты из Австралии.
Толстому и не снилось
— Чтобы правдиво описать события 1812 года в романе-эпопее «Война и мир», Лев Николаевич Толстой изучил огромное количество материалов: книг, исторических документов, воспоминаний очевидцев, писем, газетных и журнальных статей. Как вам удается придерживаться исторической реальности?
— Мы стремимся к тому, чтобы воплотить боевые машины с максимальной точностью и достоверностью. При создании моделей танков и самоходных артиллерийских установок учитываются мельчайшие подробности, вплоть до расположения заклепок на броне. В компании работают несколько консультантов, в обязанности которых входит скрупулезно проверять созданные дизайнерами и художниками модели танков: верно ли воссоздана башня, ходовая часть, орудия. Руины от бомбежек, противотанковые препятствия, мельчайшие архитектурные детали зданий выглядят как копия на кинофотодокументах. Слава Богу, информации о советских танках предостаточно. Благодаря архивным чертежам удалось оживить в игре модели, которые существовали только на бумаге. Например, в World of Tanks можно покататься на опытном тяжелом танке ИС-7, который так никогда и не стал на вооружение Советской Армии. С документацией нам здорово помогал музей Великой Отечественной войны. Специально за материалами ездили в российский городок Кубинку, где находится крупнейший военно-исторический музей. Если же запускаем в игру какую-нибудь малоизвестную модель, то за консультацией обращаемся к нашему московскому знатоку отечественной бронетехники времен Второй мировой войны. Трудности возникают с американскими и европейскими танками. Поэтому активно сотрудничаем с различными международными музеями. Например, с британским Бовингтонским музеем танков, коллекция которого включает в себя около 300 образцов бронетанковой техники различных видов из 26 стран мира.
— Игровой процесс заставляет жертвовать реалистичностью?
— Действительно, порой приходится лавировать между достоверностью и зрелищностью ради яркой игры. Задумайтесь, ведь танки — это огромные медлительные машины. И настоящее танковое сражение едва ли можно назвать захватывающей картиной. Только на перезарядку орудия уходила бы минута. Поэтому в игре мы ускорили боевые машины, соблюдая при этом соотношение скорости с показателями реальных танков. Благодаря такой «акселерации» игровой процесс стал намного динамичнее. Оттого и «танкисту» некогда скучать!
— Интересно, как оценили «Мир танков» те, кто когда-то принимал участие в реальных боях, военнослужащие?
— Ветераны, конечно, признаются, что картинка заметно отличается от тех ужасов, которые довелось лицезреть им во время настоящей войны. Некоторые не принимают смешанный состав команды. По правилам игры, на одной стороне могут сражаться и немецкие, и русские, и американские танки. Это сделано специально — дабы не теребить раны минувших лет, не акцентировать внимание на национальных распрях.
Отношение военнослужащих со всего мира к проекту положительное. Известны случаи, когда благодаря игре американские солдаты избавлялись от посттравматических стрессов. Многие находят отдушину в «Мире танков»: кто-то вспоминает прошлое, а кто-то всю жизнь мечтал покататься на танке и смог таким способом воплотить мечту. Однажды к нам на почту пришло письмо маленького мальчика из России, у которого отец-«афганец» страшно пил, а потом завязал и всерьез увлекся игрой в танки.
Хорошие отношения у нас и с Министерством обороны Республики Беларусь. К слову, в сентябре 2012 года в рамках отборочного
тура «Всемирных компьютерных игр» в Минске проходил показательный матч между командой Министерства обороны Республики Беларусь и одной из столичных команд, где первая показала отличную слаженную игру и высокий уровень подготовки.
В бой идут и дворник, и король
— Попробуйте нарисовать портрет среднестатистического пользователя вашей игры.
— Обычно наш пользователь — это не заядлый игрок, как принято считать, а скорее ценитель и любитель военной техники или исторических событий. В танки играют люди совершенно разных профессий и разного уровня достатка. Говорят, что в «танчики» играет сам король Иордании. В арабских странах, кстати, многие коллекционируют настоящие танки. За виртуальные рычаги садятся и те, кому 7 лет, и кому за 60. На полях сражений встречаются представительницы слабого пола. Некоторые даже умудряются с помощью проекта найти свою вторую половинку. Но если говорить о костяке игрового сообщества, то это мужчины от 25 до 40 лет.
— Всевозможные внутриигровые акции вы привязываете к историческим датам Второй мировой войны. И тем самым рассказываете тысячам людей на Западе о нашей истории...
— Вы абсолютно правы, внутриигровые мероприятия зачастую привязаны к конкретным историческим событиям: битвам, сражениям, кампаниям, которые велись по всему миру: в Африке, Европе, на территории бывшего СССР, на Ближнем Востоке. Это дает игрокам возможность узнать интересные факты из военной истории и расширяет кругозор. Перед виртуальным сражением мы даем подробную историческую справку. Приятно, когда американец, например, начинает интересоваться, а где эта Беларусь находится, что за операция там была?
— Что скажете родителям, взволнованным тем, что у детей появилась новая забава, заставляющая часами сидеть перед монитором?
— «Мир танков» — это не очередная бездумная «стрелялка» с кровавыми сценами. Игра развивает логическое мышление, позволяет познакомиться с мировой историей, несет в себе образовательную нагрузку. Кроме того, в проекте сильно развита социальная составляющая: многие находят в игре друзей, компании по интересам. Не стоит запрещать ребенку получать новые знания, главное — помнить, что все должно быть в меру. Если у кого-то есть предрасположенность к зависимости, он найдет ее в любой области.
В данный момент в игре присутствуют более 230 боевых машин из СССР, Германии, США, Франции и Великобритании. World of Tanks один за другим ставит рекорды посещаемости. В 2011 году было зафиксировано 90 311 игроков на одном сервере одновременно. Эта цифра обеспечила проекту строчку в Книге рекордов Гиннесса. Через полгода «онлайн» вырос до 250 тысяч игроков. А когда в августе 2012 года проекту исполнилось два года, на российском сервере «Танков» одновременно играло уже более 450 тыс. «танкистов». Сейчас их свыше 600 тысяч, и это только один (!) регион. Игра уверенно идет к миллионному рекорду.
Белорусы распробовали Грузию и Мальдивы – количество туров туда выросло почти в два раза. А где еще мы отдыхаем этим летом?