№43 от 25 октября 2012 года
Нажать на педаль
Мэр Лондона Борис Джонсон каждый день на работу и с работы ездит на велосипеде. То, что Борис пересел со служебного авто на велосипед, только прибавило ему популярности в глазах горожан. И не только их, но и жителей других городов Великобритании. Поговаривают даже, что если бы Борис Джонсон вознамерился сейчас потягаться с Дэвидом Кэмероном за премьерское кресло, то вполне мог бы обойти нынешнего премьер-министра. Такой вот демократичный вид транспорта велосипед, способный вывести креативно мыслящих градоначальников даже в премьер-министры.
У белорусских градоначальников велосипеды не столь популярны. Но все может измениться! Как сообщил недавно корреспонденту «7 дней» представитель национального изготовителя велосипедов СЗАО «Велосипедная компания «МВЗ», производящего известные каждому из нас велосипеды «Аист» (сегодня это AIST), фирма на последнем Дне города предложила Мингорисполкому велопроект с велопарковками.
Аналогичные проекты действуют во Франции, Великобритании и других странах Евросоюза. Они выгодны тем, что человек может взять велосипед напрокат возле дома, а сдать его в совершенно другом районе города — к примеру, возле работы или рядом с домом друзей, куда он направился в гости.
Учитывая компактность наших квартир, в которых, как правило, нет кладовок и сарайчиков, где можно было бы хранить «стального коня», предложенный Минску СЗАО «Велосипедная компания «МВЗ» велопроект — великолепный выход для любителей крутить педали. Если он заработает, уменьшится не только количество пассажиров в общественном транспорте, но и число личных авто на улицах. Город станет чище, сократится объем выхлопных газов.
Только вот вопрос: готов ли Мингорисполком поддержать предложение производителя, столь приятное любителям прокатиться с ветерком? Тут ведь одними парковками и пунктами проката не обойтись — нужно будет обеспечить наличие велодорожек от жилых районов до заводов, фабрик и офисов. А это не просто организационный момент, но и определенные финансовые вливания. Найдет ли город нужные средства в своей казне?
Как говорит статистика, велосипеды становятся все более популярными у минчан. Молодежь с удовольствием рулит по велодорожке, которая пролегла вдоль Свислочи и далее — через весь город. Но наполняется велосипедистами велотрасса чаще в выходные погожие деньки. Ехать на велосипеде через город на работу и в гости у нас не принято — небезопасно, да и менталитет не тот. Вот нашелся бы среди наших чиновников свой Борис Джонсон, смотришь, значительно больше появилось бы среди белорусов любителей здорового образа жизни.
А СЗАО «Велосипедная компания «МВЗ» готова расширить выпуск велосипедов. Как сообщил корреспонденту «7 дней» представитель компании, сегодня самые востребованные молодым потребителем, а значит, и производством — велосипеды спортивно-горной группы. В 2012 году темп роста объемов производства составил 20%.
Тем не менее, одними из самых покупаемых остаются детские — 40% в объемах продаж. Чтобы удовлетворить спрос на них как на внутреннем рынке, так и частично на соседних (Россия, Украина), завод решил выпустить в 2013 году до 20 тыс. детских велосипедов. В рознице они будут стоить в среднем 80 у.е. ( плюс-минус 20 у.е.). Хорошо расходятся и подростковые. Как сообщили в Торговом доме «На Немиге», именно эти два вида велосипедов имеют наилучший сбыт из всех видов представленного в магазине велосемейства.
А вот так называемый массовый велосипед для взрослых отечественного производства минчане пока оценили не слишком высоко. У гоняющих по городской велодорожке — преимущественно импортные велики. Массовый минский велосипед пока более популярен в сельской местности, небольших городках, жители которых не только сами себя доставляют в нужные места, но и, если нужно, сена вязаночку, пару бревнышек на нем домой подвезут. Опять же, хранить «коня» есть где, в отличие от городских квадратных метров…
Велосипедная компания «МВЗ» в следующем году решила взять горожан спецдизайном и вполне демократичной ценой, которая составит в среднем около 120 у.е. Но предложение с парковками и прокатом, позволяющим брать велосипед в точке «А», а оставлять его в точке «Б», — дело уровня городских властей. Сами производители готовы такую парковку установить только возле собственного завода да рядом с исполкомом...
Кстати, проект по велосипедизации и установлении велопарковок фирма готова провести и в любом другом городе страны. Кто готов посоревноваться с Минском и первым запустить велопроект?
…Впрочем, пальма первенства, пожалуй, не достанется никому. Ее уже мы присудили — Березовке, небольшому городку под Лидой, где расположен знаменитый стеклозавод «Неман». Многие работники завода приезжают на работу исключительно на велосипедах. Что тут скажешь? Молодцы! И для экологии хорошо, и для здоровья неплохо!
P.S. Во вторник, когда материал уже стоял на полосе, мэр Минска Н.Ладутько был избран новым руководителем Белорусской федерации велоспорта. Очень надеемся, что Николай Александрович будет уделять внимание не только развитию профессионального велоспорта, но и реализации новых проектов для велосипедистов-любителей.