№42 от 18 октября 2012 года
Новые формы занятости
Программист, бухгалтер, дизайнер, копирайтер и даже врач... Вот далеко не полный список профессий, позволяющих с недавних пор работать не выходя из дома и при этом неплохо зарабатывать. Работодатели все чаще ищут мобильных сотрудников. Они не требуют от них отсиживания положенных 8 часов в офисе, а готовы платить за выполненную работу. Причем не важно, где именно ты ее выполнил и какое у тебя при этом гражданство — российское или белорусское. Экономия — в этом весь смысл — не нужно оплачивать аренду помещения, оборудовать рабочие места и т.д.
Развитие данной тенденции стало одной из тем экспертно-медийного семинара «Нетипичные формы занятости, применяемые на общем рынке труда Союзного государства», который состоялся 27 сентября в Минске. В мероприятии приняли участие представители Министерств труда и социальной защиты Республики Беларусь и Российской Федерации, ученые профильных НИИ. Семинар прошел при поддержке Постоянного Комитета Союзного государста.
В рамках семинара обсуждалась практика применения нетипичных форм занятости (сезонная работа, временная занятость, неполное рабочее время, работа по совместительству, режим гибкого рабочего времени, суммированный учет рабочего времени, надомный труд, дистанционный труд, заемный труд) на общем рынке труда двух стран-соседок. Участники затронули такие темы, как масштабы распространения нетипичных форм занятости в Беларуси и России, причины, ограничивающие их широкое применение и нормативно-правовое регулирование применения нетипичных форм занятости.
Специалисты обеих стран сошлись во мнении, что под нетрадиционные формы занятости пора переписывать действующие трудовые кодексы, в которых есть определение «надомный труд». Ибо оно давно устарело, потому что писалось для домохозяек, инвалидов, которые прежде шили-вязали и собирали выключатели под заказ работодателя, то есть были заняты малоквалифицированным трудом. А под форму «заемного труда», весьма распространенного нынче в России, где появилось огромное количество кадровых агентств, похоже, придется писать новую главу в законодательстве. 100 тысяч занятых таким образом — это уже нешуточное количество. Людям надо обеспечить законность отношений с нанимателем, чтобы в будущем не возникло проблем с получением пенсий, пособий, компенсаций и прочих социальных гарантий.
В Российской Федерации и Республике Беларусь гибкие формы занятости населения рассматриваются как инструменты создания благоприятных условий для улучшения делового климата, повышения эффективности занятости населения.
К слову, гибкие формы занятости (они же — нетипичные формы занятости) — это формы трудоиспользования рабочей силы, основанные на применении нестандартных организационно-правовых условий занятости работников. Модель традиционной — типичной — занятости предполагает заключение бессрочного трудового договора либо контракта на полный рабочий день на стационарном рабочем месте, под контролем работодателя, с постоянным окладом. Однако в последние годы коренное обновление технической и технологической базы (компьютеризация, информатизация, автоматизация, внедрение новых гибких производственных систем) привело к существенным изменениям в сфере организации труда. Это и привело к появлению нестандартных форм занятости: труда вне основного офиса, в т.ч. «компьютерных надомников», частичной занятости, разделения рабочих мест, гибкого рабочего графика и т.д. Как считают аналитики в области рынка труда, в развитых странах такими формами занятости охвачено в среднем от 15% до 30%, а то и 40% работников. В последнее время это явление получило распространение и в нашей стране.
На семинаре Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь предоставило данные уникального мониторинга, проведенного в 2012 году в целях изучения масштабов распространения гибких форм занятости и оформления нанимателями при этом трудовых отношений с работниками. Этим исследованием, кстати, заинтересовались россияне и решили организовать в ближайшее время у себя нечто подобное. Так вот, в двух опросах приняли участие более 340 субъектов хозяйствования нашей республики. Это были крупные и средние организации, малые и микроорганизации, индивидуальные предприниматели, занимающиеся разными видами деятельности. Анализ ответов участников опроса показал, что 82% из них в 2011 году использовали нетипичные формы занятости работников. В целом, по всем участвовавшим в опросе субъектам хозяйствования подобной формой взаимодействия с сотрудниками было охвачено около 30% наемных работников.
Оформлялись отношения с сотрудниками по-разному. Почти 88% субъектов хозяйствования указали, что заключались трудовые договоры, а 28% — использовали гражданско-правовой договор. И — о чудо! — более 97% всех опрошенных субъектов хозяйствования указали на отсутствие проблем при оформлении трудовых отношений с работниками при применении нетипичных форм занятости. В том числе 90% респондентов сообщили, что требования действующего законодательства, которыми регулируются трудовые отношения нанимателя с работниками, не являются препятствием для развития их бизнеса.
По выборке 33% организаций, участвовавших в опросе, хотели бы применять (если не применяют) или шире применять (если уже применяют) нетипичные формы занятости работников. Из крупных организаций об этом заявили 40% респондентов, средних — 24%, из субъектов малого предпринимательства — 30%. Впрочем, имеются и сдерживающие факторы. В их числе компании называют большой объем работы для кадровых служб при применении нетипичных форм занятости, недостаток информации о работниках, желающих работать в гибких условиях занятости, а также недоверие со стороны работников к нетипичным формам занятости.
— Нетипичные формы занятости выгодны и нанимателям, и работникам, — считает директор НИИ труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь Светлана Шевченко. — Наниматели могут управлять численностью и составом работников исходя из сложившейся экономической ситуации, оперативно сокращая или увеличивая объемы производства и не создавая при этом напряженности в трудовых коллективах. А население получает возможность сочетать труд с индивидуальными потребностями, обусловленными семейными обязанностями: уходом за детьми, престарелыми, желанием получить образование, приобрести опыт работы, сохранить занятость и т.д. Применение нетипичных форм занятости способствует тому, что сами люди больше ценят свое время, эффективно используют его, осуществляя поиск дополнительного дохода.
Выступления российских коллег показали, что на рынке труда России также активно применяются нетипичные формы занятости населения, что позволяет хозяйствующим субъектам повышать эффективность производственно-хозяйственной деятельности и конкурентоспособность, делает их инвестиционно привлекательными. Таким образом, происходит либерализация российской и белорусской экономик, что создает основу для устойчивого развития общего рынка труда Союзного государства. Участники семинара отметили, что для придания большей гибкости общему рынку труда, обеспечения экономического роста Республики Беларусь и Российской Федерации необходимо:
— проводить разъяснительную работу по применению норм и положений нормативных правовых актов, регламентирующих применение нетипичных форм занятости, позволяющих работникам повышать уровень доходов населения, иметь возможность приобретения трудового опыта, повышения уровня квалификации, сохранения занятости;
— продолжить работу по совершенствованию законодательства, регламентирующего порядок и условия применения нетипичных форм занятости;
— осуществлять мониторинг применения в хозяйствующих субъектах нетипичных форм занятости для своевременного выявления возможных направлений дальнейшего совершенствования законодательства по их применению;
— проводить совместные научные исследования по вопросам применения в странах-участниках Союзного государства нетипичных форм занятости;
— освещать в СМИ опыт применения гибких (нетипичных) форм занятости в обоих государствах.
Практическое воплощение рекомендаций, принятых на семинаре, позволит нашим странам стать еще ближе друг к другу и обеспечить эффективное функционирование общего рынка труда Союзного государства.