№37 от 12 сентября 2012 года
Электрическая дилемма
Безусловно, главным событием минувшей недели, вызвавшим огромный резонанс в обществе, стало сообщение о том, что в стране будет изменена тарифная политика в области оплаты населением потребленной электроэнергии. А проще говоря, платить мы за нее в ближайшие три года будем все больше и больше.В принципе, сама по себе такая постановка вопроса неожиданностью не стала. Проблема ухода от унаследованной с советских времен системы перекрестного субсидирования, когда население платит за потребленную электроэнергию ниже себестоимости ее производства и доставки, а реальный сектор экономики — соответственно выше, остро стоит уже давно. Если учесть, что мы с вами, используя примерно пятую часть всего потребляемого в стране электричества, оплачиваем затраты приблизительно только на треть, то нетрудно представить, какую значительную дополнительную нагрузку несут отечественные предприятия. В деньгах она выражается суммой порядка 500 млн долларов в год. Это бремя снижает конкурентоспособность белорусских субъектов хозяйствования, что в условиях членства нашего государства в Таможенном союзе и вступления России в ВТО является не просто нежелательным, а прямо опасным фактором, угрожающим экономической безопасности страны. Не говоря уже о том, что перекладывание значительной части затрат на реальный сектор в конечном итоге возвращается к нам бумерангом в виде высоких цен на товары.
В общем, как записано в Программе социально-экономического развития страны на 2011-2015 годы, к концу пятилетки население будет полностью возмещать затраты на производство электроэнергии, которую потребляет. Другой вопрос, как к этому прийти? «Белэнерго» предлагает два возможных пути решения проблемы.
Первый из них предполагает внедрение так называемых дифференцированных тарифов. Речь идет о том, что оплата электроснабжения будет производиться в зависимости от объемов потребления с поэтапным повышением «базового» тарифа, увязывая его с темпами роста заработной платы и иных доходов населения. При этом будут установлены «льготные» объемы в зависимости от количества зарегистрированных в жилом помещении граждан, сезонности и типа плиты (электрическая или газовая). Предлагаются, в частности, следующие лимиты: 120 кВт.ч на одного проживающего в квартире или доме с электрической плитой в межотопительный и 135 кВт.ч в отопительный периоды. Плюс к этому еще по 20 кВт.ч на каждого зарегистрированного. Для имеющих газовые плиты эти цифры составят соответственно 70, 80 и 15 кВт.ч. Данные объемы граждане будут оплачивать по действующему на 1 сентября текущего года тарифу в размере 250,6 рубля за киловатт-час для жилых помещений с электрической плитой и 295 рублей с газовой. Ну, а все, что сверх того, — по 595,9 рубля за киловатт-час.
На практике это будет выглядеть следующим образом. Возьмем для примера семью из трех человек, проживающих в квартире с электрической плитой. В январе эта семья потребила, скажем, 200 кВт.ч электроэнергии. «Льготный» объем электропотребления на период с 1 октября по 31 марта установлен для нее в размере
175 кВт.ч. Таким образом, за январь семья должна будет оплатить 175 кВт.ч по «базовому» тарифу (250,6 руб./кВт.ч) и 25 кВт.ч (разницу между фактически потребленным и «льготным» объемами) по более высокому тарифу
(295,9 руб./кВт.ч/. В результате плата за электроэнергию составит 58 750 рублей (175х250,6 +
25х595,9 = 58 750). По сравнению с действующей системой оплаты услуг электроснабжения она увеличится на 8 630 рублей
(175х250,6 + 25х595,9 – 200х250,6 = 8 630). Ну а если эта семья примет меры по энергосбережению и рациональному расходованию электроэнергии, которые позволят ей уложиться в «льготный» объем, то семейный бюджет не только сохранит свои кровные 8 630 рублей, но и дополнительно сэкономит расходы на оплату услуг электроснабжения на
6 270 рублей. Деньги вроде бы небольшие, но в пересчете на год, как говорится, «набегает».
Впрочем, дифференцированные тарифы не будут распространяться на семьи, имеющие в своем составе граждан, относящихся к льготным категориям (например, инвалидов I и II групп, ветеранов Великой Отечественной войны), многодетные семьи, граждан, рассчитывающихся за электроэнергию по тарифам, дифференцированным по времени суток, проживающих в ведомственных домах и общежитиях, садовые и гаражные товарищества. Да и ввести их в действие раньше 2013 года практически невозможно, ибо для этого необходимо будет проделать огромную подготовительную работу, не говоря уже о финансовых затратах.
Второй предлагаемый вариант значительно проще. Он предполагает поэтапное повышение действующих тарифов к 2015 году примерно в три раза по сравнению с нынешними с тем, чтобы достичь той же цели — обеспечить возмещение населением в полном объеме экономически обоснованных затрат на производство и доставку электроэнергии. Иными словами, принцип расчетов за электроэнергию сохраняется, по сути, в неизменном виде, так что не придется каждый месяц в течение трех лет внимательно отслеживать величину лимитов, размер тарифов, не забывая при этом о количестве зарегистрированных.
Итак, перед нами дилемма: или дифференцированные тарифы (меньше потребляешь — меньше платишь), или механическое повышение действующих тарифов. Причем конечный результат обоих вариантов известен. Решить предложенную дилемму до 1 ноября в ходе обсуждения должны мы сами. Вы-
сказывайте свое мнение, пишите нам в газету или на наш сайт
7 dney.by.