Вот уже несколько месяцев продолжается информационная кампания против Русской Православной Церкви, развернутая либеральной общественностью. Атаке подверглась хранительница традиционных устоев и моральных ценностей россиян, во многом схожих с устоями и ценностями нашего белорусского народа.
Брань с амвона. Это не со зла?
Не увидеть спланированное нападение на РПЦ может только наивный. В небольшой временной отрезок «прогрессивными» блогерами были запущены слухи о «шикарной яхте Патриарха Кирилла», оказавшейся подарком Валаамскому монастырю от нефтекорпорации «Лукойл», раздут скандал с «часами Патриарха» (подарком президента Медведева), которые «борцы за правду» оценили в 30, 40, 60 тысяч евро (в зависимости от фантазии интернетчиков).
Некоторые интернет-юзеры решили поведать правду о якобы имевшем место «затоплении Крымска». Мол, специально отвели воду на город, чтобы спасти «дачу Путина». Затем вместо дачи Путина появилась «дача Патриарха», а потом «дачи Путина и Патриарха».
Но пиком информационной истерии стал суд над скандально известной группой «Pussy Riot», устроившей так называемый «панк-молебен» в Храме Христа Спасителя, храме-памятнике в честь воинов, павших в боях Отечественной войны 1812 года. В ходе своего «перфоманса» они залезли на амвон, куда допускаются только священнослужители, и, проигнорировав предупреждения работницы Храма, стали выкрикивать бранные выражения в адрес Всевышнего и Святейшего Патриарха Кирилла. Вместе с девицами в кафедральный собор вошли люди, которые начали снимать гнусное действо на камеру. Затем видеозапись была выложена в интернет на YouTube с наложенной на нее фонограммой песни.
Трем девушкам было предъявлено обвинение по части 2-й статьи 213-й Уголовного кодекса Российской Федерации «Хулиганство», то есть грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, совершенное по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы». Статья предусматривает максимальное наказание до пяти лет лишения свободы.
Аргументация защиты строилась на том, что в действиях группы не было мотива религиозной ненависти. Однако психолого-лингвистическая экспертиза установила, что в песне присутствует явная религиозная неприязнь. На этом основании суд вынес приговор подсудимым: два года лишения свободы с отбыванием наказания в колонии общего режима.
Решение суда вызвало негодование Запада, для которого лишний раз уколоть российскую политическую систему всегда в радость. Из-за границы сразу начали раздаваться голоса в поддержку «бедных девочек», якобы пострадавших из-за своих политических убеждений.
Однако подобного рода оценка ситуации — очередное проявление политики двойных стандартов.
А если бы это случилось в Финляндии?
В некоторых странах Евросоюза предусмотрено суровое наказание за подобные «шалости». В уголовном кодексе ФРГ им посвящены две статьи. Согласно статье §166 «Оскорбление веры, религиозных групп и идейных сообществ», за нарушение общественного порядка, выражающееся в публичных выпадах в адрес верующих, следует наказание в виде штрафа или лишения свободы на срок до трех лет. Эти же санкции последуют в случае оскорбления действующих на территории Германии церквей, религиозных сообществ или групп людей, разделяющих какое-либо мировоззрение. В законе также отмечается, что ответственность наступает не только в случае публичных оскорблений верующих, но и при распространении текстов, унижающих их чувства.
Следующая статья УК ФРГ (§167) предусматривает наказание в виде трех лет тюремного заключения за вмешательство в исполнение религиозных обрядов.
В законодательстве Австрии за это также предусмотрено наказание в виде заключения под стражу (§189), но срок лишения свободы составляет лишь полгода (в случае, если прерывание религиозного обряда сопряжено с насилием или с угрозой насилия, срок возрастает до двух лет). В относительно безобидных случаях, кроме шестимесячного заключения, нарушителям также может грозить штраф, равный годовому доходу. Такое же наказание предусмотрено статьей «Оскорбление религиозных доктрин» (§188), под которым понимается оскорбление персоны или предмета, служащих объектами поклонения верующих, унижение идей и обычаев, а также достоинства глав церкви или религиозного сообщества.
А в Финляндии закон может быть применен в ближайшее время по отношению к профессору Хельсинкского университета Тейво Тейвайнену, который решил повторить «перфоманс» российских феминисток в Успенском соборе финской столицы. Уголовным кодексом Финляндии запрещается даже попытка помешать богослужению, любой вид надругательств над верой другого человека, в письменной или иной формах. Также запрещено нахождение в маске в публичных местах и проведение несанкционированных митингов (для этого требуется заранее заявить в полицию).
Что действительно удивляет, так это то, что либеральные активисты, ополчившиеся в России против Церкви, в Финляндии поддержали ее! В суд подали коллективный иск правозащитники. Один из истцов, глава Антифашистского комитета Финляндии Йохан Бекман, так прокомментировал ситуацию: «Мы были среди тех, кто подал коллективный иск в полицию против профессора Тейвайнена. Мы бы хотели привлечь к ответственности и тех девушек, которые вместе с ним пришли к Успенскому храму в Хельсинки, но пока не удалось установить их личности. Я уверен, что они неслучайно организовали эту акцию после того, как Финская православная церковь опубликовала свой комментарий на страницах одной из главных газет страны по поводу Pussy Riot». Представитель финской церкви признал, что «шоу панк-группы» было оскорблением православной веры и верующих. «То, что потом устроил у стен церкви профессор вместе со своими студентками, это небывалый случай для Финляндии. Подобное у нас было только в 20—30-е годы XX века, когда фашистские движения протестовали против церквей. А Успенский храм, построенный еще во времена Великого княжества Финляндского, считается символом добрососедских отношений между Россией и Финляндией. Так что, я уверен, все это грубая, спланированная кампания.
Вообще у нас в Финляндии любое оскорбление верующих, даже в блоге, или попытка вмешаться в богослужение и устроить провокацию уголовно наказуемо. На этот счет наши законы даже более строгие, чем в России. Любой нормальный человек понимает, что нельзя унижать чувства других верующих — будь то в церкви, мечети или синагоге».
Свобода свободе рознь?
«Отличились» и западные общественные и культурные деятели. К примеру, Пол Маккартни обратился к трем бесовкам с письмом, в котором, в частности, написал следующее: «Я надеюсь, что вы останетесь сильными, и уверен, что я, так же, как и многие другие люди, которые, как и я, верят в свободу слова, сделают все возможное для того, чтобы поддержать вас и принцип свободы творчества». Удивительно, но звезда европейской музыки не замечает того, что творится в своей же стране. В эквадорском посольстве в Лондоне сидит фактически в изоляции реальный борец за свободу слова — Джулиан Ассандж, основатель скандально известного сайта WikiLeaks, на котором были выложены секретные документы, обличающие преступные действия США по всему миру, в том числе преступления американских войск в Ираке. А ведь ему грозит не два года лишения свободы колонии общего режима, а пожизненное заключение или даже смертная казнь.
В свое время это традиционное отношение Запада к России ярко и эмоционально выразил великий русский поэт Федор Иванович Тютчев в своем стихотворении «Славянам» (1867 г.):
Давно на почве европейской,
Где ложь так пышно
разрослась,
Давно наукой фарисейской
Двойная правда создалась:
Для них — закон
и равноправность,
Для нас — насилье и обман,
И закрепила стародавность
Их как наследие славян.
<…>
Лишь тот ушел от их опалы
И не подвергся их вражде,
Кто для своих всегда и всюду
Злодеем был передовым:
Они лишь нашего Иуду
Честят лобзанием своим.
Вердикт суда, естественно, вызвал небывалую истерику российских либералов. По традиции во всем обвинили «путинский режим» и «Единую Россию», которая якобы старается набить себе рейтинг за счет обвинительного приговора богохульникам. Однако остается неясным, зачем правящей партии «набивать рейтинг» в то время, когда уже прошли президентские и парламентские выборы, а митинги «внесистемной оппозиции» так и не достигли желаемых целей.
Вполне ясна эта позиция: суд «зависим от режима» только тогда, когда его решение противоречит интересам либералов. В 2000-м году национал-большевики захватили башню церкви святого Петра в Риге и угрожали взорвать себя гранатой. Таким образом, они выразили протест против интеграции Латвии в НАТО, преследования ветеранов Великой Отечественной войны и дискриминации русскоязычного населения. После задержания у них были обнаружены два деревянных макета гранаты. Два гражданина РФ (Максим Журкин и Сергей Соловей) были приговорены к 15 годам лишения свободы за «терроризм». А ведь, следуя той же логике, «бедные мальчики» просто «пошутили», «похохмили», не с лозунгом «Богородица, Путина прогони», а «Латвия, ветеранов из тюрьмы освободи». Тогда борцы за свободную Россию предпочли молчать. Зато какую шумиху закатили они после двухлетнего приговора Pussy Riot!
А может, к такой политике двойных стандартов со стороны либералов и западного мира россияне должны привыкнуть и просто считать это за данность? И не только россияне?..