Погода, Беларусь
Главная Написать письмо Карта сайта
Люди в белых халатах
>>>
Специальный проект
>>>
На заметку потребителю
>>>



Общий дом

№32 от 06 августа 2020 года

С правом переписки
С правом переписки

Шестнадцать писем Константина Симонова, адресованных лучшему другу и главному редактору «Красной звезды» Давиду Ортенбергу, хранятся в Могилевском областном краеведческом музее. Эти пожелтевшие листы, и написанные  от руки, и напечатанные на машинке, переданы в октябре прошлого года из Москвы во время пленума писателей Союзного государства.

Твой Костя

Константин Симонов и Давид Ортенберг познакомились еще во времена боев на Халкин-Голе. И эта встреча переросла в настоящую крепкую мужскую дружбу. «Дорогой Давид! Сегодня прилетел с фронта из-под Киева после порядочной отлучки и сразу в редакции нашел с радостью твое письмо...». И дальше: «Сегодня вечером увижу привезенную картину «Жди меня» – говорят, хорошо вышла. Тут были всякие огорчения – закрыли театр драмы, где работала Валя,  –  и сейчас она в неопределенном положении. Надеюсь, удача картины ее подбодрит…». В этом письме 1943 года писатель рассказывает другу о рабочих буднях, переживает за карьеру жены – актрисы Валентины Серовой. Картина, которую он упоминает, – это фильм «Жди меня», снятый в 1943-м по мотивам знаменитого стихотворения Константина Симонова, посвященного супруге.

В другом послании писатель обещает, что как только закончит свои неотложные дела, связанные с написанием романа и сценария, обязательно выберется в гости к другу. При этом просит Ортенберга быть осторожнее, «изменить своей скверной привычке и не лазать где не надо. Хочу увидеть тебя в целости и сохранности тьфу-тьфу-тьфу! Чтоб не сглазить!». В конце каждого послания обязательно слова:
«Твой Костя»…

Под микроскопом

Письма Симонова в Могилев передала поэт и публицист член Союза писателей России Надежда Дробышевская. Вместе с мужем, военным журналистом Александром Дробышевским, они часто ездят с командировками по всей России, интересуются историей, собирают старинные вещи, документы, а потом пополняют ими коллекции музеев.

«Письма Симонова нам отдал наш коллега и друг, военный репортер Александр Сладков. Несколько лет назад он снимал передачу для канала «Россия» о жизни Давида Ортенберга. Ему случайно попала в руки переписка Ортенберга с Симоновым. Родственники забрали все, кроме писем. Александр, зная наш интерес к истории, подарил их нам», – рассказывает Надежда.

Документы находились у четы Дробышевских около полутора лет. После на семейном совете было решено отвезти их в Могилевский областной краеведческий музей.

«Могилев был очень важен для Симонова. В этом городе захоронен прах писателя, здесь его помнят и чтят», – объясняет Надежда.

Она еще в юности интересовалась творчеством Константина Симонова, в свое время даже писала кандидатскую работу по газете «Красная звезда».

«Я знала, что Симонов и Ортенберг были большими друзьями, поэтому, не скрою, было очень любопытно прочесть их корреспонденцию. На мой взгляд, она очень личная. Эти люди и подумать не могли, что когда-нибудь их письма будут изучать «под микроскопом», – рассказывает Надежда. – На некоторых пожелтевших страницах можно увидеть небольшие шутливые приписки Валентины Серовой: «Мой Костя как всегда чудит»…

Надежда Дробышевская сама родом с Могилевщины. Часто приезжает на малую родину в деревню Чечевичи. Вместе с мужем она уже передавала в Могилевский краеведческий музей редкий номер газеты «Во славу Родины» за 9 мая 1945 года. «Когда в 90-е стали пачками сжигать эти газеты, мой муж не мог спокойно на это смотреть. И чуть ли не из огня их выхватывал. Хранили их дома, а потом по музеям раздавали», – вспоминает
поэтесса. 


Когда Симонов прибыл в редакцию газеты, Ортенберг решил «проверить, чего он стоит в бою». После возвращения «вошёл ко мне в юрту, запыленный, с горящими глазами, с какой-то торжественной улыбкой... – вспоминал Ортенберг. – Как я узнал позже, поэт сразу же понюхал пороху во всех его видах… он с честью выдержал испытание…».

Тайные похороны

Имя Константина Симонова на Могилевщине знает каждый. В своем знаменитом романе «Живые и мертвые» он подробно описал события, произошедшие в начале войны в этом белорусском  регионе. Именно на Буйничском поле встретились герои его книги Серпилин и Синцов.

«В июле 1941 года молодой военкор возвращался из Смоленской области и стал свидетелем кровавого боя за Могилев. Симонов был сильно впечатлен увиденным и написал свой знаменитый очерк «Горячий день». В газете «Известия» он вышел 20 июля, – рассказывает сотрудник Могилевского областного краеведческого музея Александра Буракова. –  Позже писатель говорил, что лично для него эта была первая действительно стоящая публикация. Потому что именно в Могилеве он поверил в то, что врага можно остановить и победить».

«Я не был солдатом, был всего только корреспондентом, – говорил Симонов. – Однако у меня есть кусочек земли, который мне вовек не забыть, – поле под Могилевом, где я впервые в июле 1941 года видел, как наши в течение одного дня подбили и сожгли 39 немецких танков».

Константин Михайлович часто приезжал на Могилевщину. И перед смертью завещал развеять свой прах именно над Буйничским полем. 

«Родственники писателя выполнили его волю. Хотя в Москве хотели похоронить Симонова со всеми почестями на Новодевичьем кладбище, – 
рассказывает Александра Буракова. –  Члены семьи тайно приехали в Могилев, пригласили ветеранов 388-полка, оборонявшего город в июле 41-го,  и работников музеев. Среди них была и сотрудница нашего учреждения Тамара Положенцева. Она до последней минуты думала, что ее позвали провести экскурсию. А попала на похороны Константина Михайловича»…

В Могилевском областном краеведческом музее, помимо писем Симонова, хранится целая коллекция предметов, связанных с ним: фотографии его визитов в Могилев, книга «Живые и мертвые» с автографом автора, ее передала вдова полковника Семена Кутепова. И даже курительная трубка писателя, которую подарил сын Алексей Константинович.

После боя под Могилевом Симонов вернулся в Москву, еще корреспондентом «Известий». Там он встретил Давида Ортенберга, который взял его к себе в газету «Красная звезда». За два дня, пока оформлялись документы перевода, Симонов написал три стихотворения, в том числе и «Жди меня». Давид Ортенберг вспоминал: «… в Отечественную войну погибло восемнадцать корреспондентов «Красной звезды», почти половина  ее корреспондентского состава! А сколько раз в минуты смертельной опасности судьба прикрыла своим крылом самого Симонова!».

Дарья ЗАЙЦЕВА

 



Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике

В 1970 году авторы «Хатыни» получили самую престижную и самую высокую в СССР награду – Ленинскую премию. Юрию Градову было тогда 36 лет, его коллегам – на 2-3 года меньше.

В нынешнем году одна из премий  Союзного государства в области литературы и искусства  присуждена авторскому коллективу в составе Ирины Марголиной, Оксаны Черкасовой, Елены Петкевич и Ирины Кодюковой за цикл анимационных фильмов «Сказки старого пианино».
Ирина Марголина призналась: «Это особенная и очень важная награда. Она отражает совместный творческий труд представителей двух государств. Эта награда уникальна, она  выражает смысл объединения творческих людей  Беларуси и России».

За десятилетия между Россией и Беларусью сложился особый пласт отношений в формате «регион-регион» – это в том числе партнерские связи промышленников, производителей сельхозпродукции. Об этом заявил  Чрезвычайный и Полномочный Посол России в Беларуси Дмитрий Мезенцев по итогам встречи с Президентом Беларуси Александром Лукашенко. По словам дипломата, предстоящий VII Форум подхватит эстафету встреч, которые состоялись в Санкт-Петербурге летом прошлого года. Он обратил внимание на то, как ответственно подходят обе стороны к подготовке, к повестке дня: «Мы хотим сделать акцент и на более наполненном содержании сотрудничества городов-побратимов двух государств».

Коронавирус сильно ударил по нашей насыщенной и стремительной жизни, и очные встречи белорусско-российского сообщества журналистов «Друзья-Сябры», к которым так привыкли за последние годы, получили новый формат.