Погода, Беларусь
Главная Написать письмо Карта сайта
Люди в белых халатах
>>>
Совместный проект
>>>
Специальный проект
>>>



Тема номера

№7 от 13 февраля 2020 года

QR-код – для проезда без хлопот?
QR-код – для проезда без хлопот?

Еще 5–10 лет назад мы и представить себе не могли, что оплатить проезд в общественном транспорте можно будет банковской карточкой, а тем более смартфоном, всего в один клик. Сегодня электронный билет – это такая же реальность, как бумажный талончик или проездной. Корреспондент «7 дней» узнала, какой все же способ оплаты проезда предпочтительнее для белорусов – инновационный или традиционный.

Ноу-хау в каждый автобус

Первопроходцем внедрения системы для оплаты проезда в общественном транспорте через мобильное приложение смартфона стал Брест. Здесь в 2018 году появился сервис TIX.

– В каждом троллейбусе и автобусе нашего города можно оплатить проезд посредством системы TIX: через блютус или при сканировании QR-кода. Это очень удобно, не нужно проталкиваться через весь салон, чтобы купить у водителя талон или искать мелочь в кармане  – достаточно скачать приложение и провести оплату онлайн, – поясняет замначальника коммерческого отдела КТУП «Брестгортранс» Ольга Дорошук. – К слову, электронный билет можно купить на остановке, а погасить во время поездки. Так, если по итогам 2018 года продано всего 5119 талонов, то в 2019-м их по QR-коду реализовали почти 153 тыс. Только за первый месяц 2020 года пассажиры приобрели более 25,5 тыс. электронных билетов.

Среди активных пользователей инновационной системы брестчанка Маргарита Матвейчук:

– Надежная система оплаты. Стараюсь всегда ею пользоваться. Но если забыла дома телефон или в автобусе не предусмотрен такой вид оплаты – покупаю талончик. Кстати, стоимость одноразового талона у водителя или в киоске – 65 копеек, а через приложение – 60 копеек. Программа работает хорошо, без сбоев. Но заметила в ней один небольшой недочет: не всегда можно автоматически погасить оплату, нет такой функции и приходится сканировать QR-код, что не всегда удобно в переполненном транспорте. Один раз была ситуация: телефон почти полностью разрядился, на последних секундах успела показать контролеру оплату.

Виктория Заболотнева живет в районе частной застройки в Бресте, где кроме личного авто самый популярный транспорт – маршрутки.

– Если электронная оплата проезда в маршрутках будет реализована в таком виде, как в автобусах, то, на мой взгляд, это не добавит удобства пассажирам. Например, утром и вечером в зимнее время в салонах бусов темно. Плюс водители еще те «шумахеры». Как я понимаю, это нужно в темноте провести в телефоне оплату, а потом еще встать с места, показать водителю, отвлекая его от движения! Да и маршрутчики получают зарплату каждый день от размера выручки, а как им вести учет пассажиров с наличной оплатой и электронной? Кроме того, сегодня банки берут комиссии почти за любую операцию, поэтому расчет наличными – это еще и экономия. Даже если такой способ введут и он будет действительно простым и понятным, я все же останусь приверженцем наличного расчета.

По опыту Бреста

В начале этой недели оплата с помощью QR-кода появилась и в общественном транспорте Гомеля. Первые дни местные жители с подозрением изучают новую систему оплаты: «а вдруг не пройдет платеж?» или «система даст сбой в самый нужный момент!»

– Несколько раз в день пользуюсь общественным транспортом. До работы добираюсь с пересадкой: с автобуса на троллейбус, – рассказывает гомельчанин Сергей Дубков. – Безусловно, все должно развиваться и совершенствоваться, в том числе способы оплаты проезда. Но, как мне кажется, QR-кодом – больше для молодого поколения. У них новомодные телефоны с интернетом и всякими приложениями. Например, у меня простой кнопочный мобильник, поэтому выбираю самый удобный вариант – проездной. Моя сестра нечасто куда-то выезжает и всегда покупает талоны. В этом случае, возможно, было бы уместно ввести разовые поездки, как в столице.

Пока инновационные системы оплаты не ввели в других областных городах, жители Гродно, Могилева и Витебска используют традиционные способы оплаты.

– Их на самом деле не так много: приобрести проездной на месяц или покупать талончики в киосках, у кондуктора или водителя, – рассказывает могилевчанка Ольга Кузнецова. – Например, у меня не всегда получается купить проездной в начале месяца. Пару дней езжу по талонам. Вот так забегаешь в автобус и думаешь: хоть бы в кармане была мелочь на талончик. Ведь уже привык все платежи проводить карточкой. Поэтому будет замечательно, если в городе появится система оплаты по мобильному приложению или банковской картой.

Марина Дроняева из Витебска тоже уверена, что возможность оплачивать проезд мобильным приложением упростит жизнь горожанам.

– К сожалению, у нас оплачивается проезд кондуктору в самом транспорте. Других способов нет. Только если покупать заранее проездной на декаду или месяц. Было бы удобнее иметь возможность оплачивать еще и картой или мобильным телефоном, поскольку наличными деньгами я пользуюсь как раз только для оплаты проезда, – утверждает витебчанка.

У жительницы Гродно Лилии Ходоровской на этот счет свое мнение.

– В основном мы с дочкой работаем в разное время и можем пользоваться одним проездным. По стоимости выходит чуть более 30 рублей в месяц, – подсчитывает собеседница. – Сложно говорить о каком-то новом способе оплаты. Я человек очень осторожный в плане новинок, мне нужно услышать мнение других, просчитать все плюсы и минусы, чтобы принять решение. Но если это действительно удобно, то почему бы и нет!

Столица не спешит

Надо сказать, в Минске введение такого способа оплаты проезда, как электронный билет, пока не обсуждается. А что по этому поводу говорят в «Минсктрансе»?

– Для объективной оценки работы системы TIX в реальных условиях мы изучили опыт Бреста, в том числе отзывы пассажиров о новой системе оплаты. И теоретическое наличие отмеченных ранее проблемных аспектов подтвердилось на практике. Как только разработчики устранят все недостатки системы, мы обязательно вернемся к вопросу внедрения в Минске этого способа оплаты, – пояснил гендиректор «Минсктранса» Леонтий Папенок. – Мы совместно с Мингорисполком, банками и платежными системами работаем над созданием условий и возможностей для внедрения оплаты проезда посредством банковской бесконтактной карты аналогично опыту таких городов, как Москва, Нур-Султан, Таллинн, Прага и других. Поскольку приложение TIX фактически дублирует функционал оплаты ББК, считаем целесообразным сосредоточить внимание и ресурсы на завершении начатого проекта. Кроме того, прорабатываем вопрос введения проездных документов на определенное количество минут с возможностью пересадок. Так сказать, краткосрочных проездных билетов.

Покупка билета по новой системе происходит просто и быстро. Пассажир, войдя в автобус, наводит сканер в приложении «Оплати™» на своем мобильном устройстве на QR-код, размещенный в салоне автобуса. Билет в электронном виде мгновенно отображается в смартфоне. В нем указывается вся необходимая информация: номер билета, номер транспортного средства, его принадлежность автобусному парку, дата и время покупки, а также стоимость проездного документа.

Марина МАНУЙЛИК

 



Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике

Жилой комплекс «Грушевский посад» расположен в нескольких минутах ходьбы от станции метро «Грушевка». В состав комплекса входят четыре каркасно-блочных дома высотой от 18 до 23 этажей. Возводит его крупный столичный застройщик – «Жилстройкомплект» (ЖСК).

Хорошие урожаи черники, брусники, голубики и клюквы прогнозируются в Витебской области. Если погода будет благоприятной, то и на Гродненщине черники также ожидается много. На Могилевщине  – ниже среднего уровня, а в других областях  – средняя урожайность.

Столичные организации всерьез обеспокоены проблемой нарушения парковок во дворах жилых домов, ведь проплешины на зеленых зонах не украшают город. Для их защиты устанавливают делиниаторы, столбики, которые препятствуют парковке автомобиля в запрещенном месте. Используются и бетонные полусферы.

За два последних месяца нет роста обращений в службы занятости. В апреле их число даже снизилось  по отношению
и к марту, и к апрелю 2019 года.