Тема номера

№7 от 13 февраля 2020 года

QR-код – для проезда без хлопот?
QR-код – для проезда без хлопот?

Еще 5–10 лет назад мы и представить себе не могли, что оплатить проезд в общественном транспорте можно будет банковской карточкой, а тем более смартфоном, всего в один клик. Сегодня электронный билет – это такая же реальность, как бумажный талончик или проездной. Корреспондент «7 дней» узнала, какой все же способ оплаты проезда предпочтительнее для белорусов – инновационный или традиционный.

Ноу-хау в каждый автобус

Первопроходцем внедрения системы для оплаты проезда в общественном транспорте через мобильное приложение смартфона стал Брест. Здесь в 2018 году появился сервис TIX.

– В каждом троллейбусе и автобусе нашего города можно оплатить проезд посредством системы TIX: через блютус или при сканировании QR-кода. Это очень удобно, не нужно проталкиваться через весь салон, чтобы купить у водителя талон или искать мелочь в кармане  – достаточно скачать приложение и провести оплату онлайн, – поясняет замначальника коммерческого отдела КТУП «Брестгортранс» Ольга Дорошук. – К слову, электронный билет можно купить на остановке, а погасить во время поездки. Так, если по итогам 2018 года продано всего 5119 талонов, то в 2019-м их по QR-коду реализовали почти 153 тыс. Только за первый месяц 2020 года пассажиры приобрели более 25,5 тыс. электронных билетов.

Среди активных пользователей инновационной системы брестчанка Маргарита Матвейчук:

– Надежная система оплаты. Стараюсь всегда ею пользоваться. Но если забыла дома телефон или в автобусе не предусмотрен такой вид оплаты – покупаю талончик. Кстати, стоимость одноразового талона у водителя или в киоске – 65 копеек, а через приложение – 60 копеек. Программа работает хорошо, без сбоев. Но заметила в ней один небольшой недочет: не всегда можно автоматически погасить оплату, нет такой функции и приходится сканировать QR-код, что не всегда удобно в переполненном транспорте. Один раз была ситуация: телефон почти полностью разрядился, на последних секундах успела показать контролеру оплату.

Виктория Заболотнева живет в районе частной застройки в Бресте, где кроме личного авто самый популярный транспорт – маршрутки.

– Если электронная оплата проезда в маршрутках будет реализована в таком виде, как в автобусах, то, на мой взгляд, это не добавит удобства пассажирам. Например, утром и вечером в зимнее время в салонах бусов темно. Плюс водители еще те «шумахеры». Как я понимаю, это нужно в темноте провести в телефоне оплату, а потом еще встать с места, показать водителю, отвлекая его от движения! Да и маршрутчики получают зарплату каждый день от размера выручки, а как им вести учет пассажиров с наличной оплатой и электронной? Кроме того, сегодня банки берут комиссии почти за любую операцию, поэтому расчет наличными – это еще и экономия. Даже если такой способ введут и он будет действительно простым и понятным, я все же останусь приверженцем наличного расчета.

По опыту Бреста

В начале этой недели оплата с помощью QR-кода появилась и в общественном транспорте Гомеля. Первые дни местные жители с подозрением изучают новую систему оплаты: «а вдруг не пройдет платеж?» или «система даст сбой в самый нужный момент!»

– Несколько раз в день пользуюсь общественным транспортом. До работы добираюсь с пересадкой: с автобуса на троллейбус, – рассказывает гомельчанин Сергей Дубков. – Безусловно, все должно развиваться и совершенствоваться, в том числе способы оплаты проезда. Но, как мне кажется, QR-кодом – больше для молодого поколения. У них новомодные телефоны с интернетом и всякими приложениями. Например, у меня простой кнопочный мобильник, поэтому выбираю самый удобный вариант – проездной. Моя сестра нечасто куда-то выезжает и всегда покупает талоны. В этом случае, возможно, было бы уместно ввести разовые поездки, как в столице.

Пока инновационные системы оплаты не ввели в других областных городах, жители Гродно, Могилева и Витебска используют традиционные способы оплаты.

– Их на самом деле не так много: приобрести проездной на месяц или покупать талончики в киосках, у кондуктора или водителя, – рассказывает могилевчанка Ольга Кузнецова. – Например, у меня не всегда получается купить проездной в начале месяца. Пару дней езжу по талонам. Вот так забегаешь в автобус и думаешь: хоть бы в кармане была мелочь на талончик. Ведь уже привык все платежи проводить карточкой. Поэтому будет замечательно, если в городе появится система оплаты по мобильному приложению или банковской картой.

Марина Дроняева из Витебска тоже уверена, что возможность оплачивать проезд мобильным приложением упростит жизнь горожанам.

– К сожалению, у нас оплачивается проезд кондуктору в самом транспорте. Других способов нет. Только если покупать заранее проездной на декаду или месяц. Было бы удобнее иметь возможность оплачивать еще и картой или мобильным телефоном, поскольку наличными деньгами я пользуюсь как раз только для оплаты проезда, – утверждает витебчанка.

У жительницы Гродно Лилии Ходоровской на этот счет свое мнение.

– В основном мы с дочкой работаем в разное время и можем пользоваться одним проездным. По стоимости выходит чуть более 30 рублей в месяц, – подсчитывает собеседница. – Сложно говорить о каком-то новом способе оплаты. Я человек очень осторожный в плане новинок, мне нужно услышать мнение других, просчитать все плюсы и минусы, чтобы принять решение. Но если это действительно удобно, то почему бы и нет!

Столица не спешит

Надо сказать, в Минске введение такого способа оплаты проезда, как электронный билет, пока не обсуждается. А что по этому поводу говорят в «Минсктрансе»?

– Для объективной оценки работы системы TIX в реальных условиях мы изучили опыт Бреста, в том числе отзывы пассажиров о новой системе оплаты. И теоретическое наличие отмеченных ранее проблемных аспектов подтвердилось на практике. Как только разработчики устранят все недостатки системы, мы обязательно вернемся к вопросу внедрения в Минске этого способа оплаты, – пояснил гендиректор «Минсктранса» Леонтий Папенок. – Мы совместно с Мингорисполком, банками и платежными системами работаем над созданием условий и возможностей для внедрения оплаты проезда посредством банковской бесконтактной карты аналогично опыту таких городов, как Москва, Нур-Султан, Таллинн, Прага и других. Поскольку приложение TIX фактически дублирует функционал оплаты ББК, считаем целесообразным сосредоточить внимание и ресурсы на завершении начатого проекта. Кроме того, прорабатываем вопрос введения проездных документов на определенное количество минут с возможностью пересадок. Так сказать, краткосрочных проездных билетов.

Покупка билета по новой системе происходит просто и быстро. Пассажир, войдя в автобус, наводит сканер в приложении «Оплати™» на своем мобильном устройстве на QR-код, размещенный в салоне автобуса. Билет в электронном виде мгновенно отображается в смартфоне. В нем указывается вся необходимая информация: номер билета, номер транспортного средства, его принадлежность автобусному парку, дата и время покупки, а также стоимость проездного документа.

Марина МАНУЙЛИК

 



Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике

Большой вклад в общую копилку внесла и газета «7 дней» – успех сразу в 4 номинациях.

В этом году на XVI Национальный конкурс «Золотая Литера» было прислано свыше 400 заявок по 25 номинациям. Из них 269 – региональные СМИ от 81 редакции, республиканские СМИ – 108 заявок от 31 редакции, корпоративные – 23.

Металл занимает львиную долю среди сырья, которое сдают в пункт приема. Он и весит больше, и стоит дороже – 30 копеек за кило.

Во время вспышки эпидемии в Ухане власти рекомендовали не прикасаться к публичным поверхностям руками и даже перчатками, а использовать туалетную бумагу, потом ее тут же выбрасывать. Законопослушные китайцы перед выходом брали с собой рулон бумаги и прикасались кусочками бумаги к кнопкам в лифте, поручням, дверным ручкам и т. д.