Погода, Беларусь
Главная Написать письмо Карта сайта
На заметку потребителю
>>>
Люди в белых халатах
>>>
Совместный проект
>>>



Разумный подход

№12 от 22 марта 2018 года

Нулевая ответственность
Нулевая ответственность

Кто вернет украденные с карточки средства?

Некоторые пенсионеры предпочитают получать пенсию по старинке – в своем почтовом отделении. Или даже прямо из рук почтальона. При этом вовсе не потому, что люди не хотят осваивать новые банковские технологии. Причина неверия в преимущества прогресса – реальная боязнь мошенников.

Кстати, такие страхи характерны не только для старшего поколения. Один мой коллега также предпочитает в день зарплаты снимать с карточки все деньги. Считает, что наличка надежней... Неужели в случае, если карточку обчистят изощренные, знающие «узкие места» банковских технологий мошенники, банк не защитит – не вернет нам украденные деньги? На этот и другие вопросы отвечает главный специалист управления электронных платежных инструментов Главного управления платежной системы и цифровых технологий Национального банка Алла Кадушко.

– Алла Геннадьевна, читатели газеты интересуются, что такое принцип ограничения ответственности владельцев банковских карточек и как он работает?

– Это значит, что если с твоей банковской платежной карточки мошенники украли деньги, то банк, при наличии определенных условий, может вернуть вам исчезнувшую сумму.

– Какими должны быть действия хозяина карточки, если с его счета списались деньги без его ведома?

– Первое, что нужно сделать держателю карточки, – это незамедлительно заблокировать карточку, как только с нее стали пропадать деньги. Затем, в течение 30 календарных дней с момента получения от банка уведомления о движении денежных средств по счету, нужно подать в банк заявление на бумажном носителе или в электронном виде (в соответствии с условиями договора об использовании карточки).

Если у человека есть уважительная причина (например, он лежал в больнице), то срок подачи заявления может быть продлен, но не более чем до 90 дней с момента отражения операции по счету.

На рассмотрение этого заявления и принятие решения о возврате средств банкам отводится 45 дней, если операция была совершена на территории Беларуси, а за пределами страны – 90.

– Это значит, что держатель банковской карточки не обязан особенно быть бдительным – защита его финансов действует автоматически? Если банк все равно вернет пропавшие деньги, то можно особо не задумываться об их сохранности?

– Нет, это совсем не так. Забота со стороны банка о сохранности ваших сбережений не избавляет вас от необходимости быть бдительными и контролировать движение денежных средств на счете. Приступая к рассмотрению инцидента, банк проведет расследование, чтобы убедиться, что человек сделал все возможное, чтобы обезопасить свои сбережения: никому не сообщал свой ПИН-код, не передавал карточку третьему лицу, подключил СМС-оповещение, заблокировал карточку, как только с нее стали пропадать деньги. Если владелец платежной карточки соблюдал все рекомендации банка по безопасному ее использованию, в таком случае он может рассчитывать на то, что банк вернет ему деньги.

– На все ли карточки распространяется так называемый принцип ограничения ответственности клиента?

– Он не распространяется на корпоративные и предоплаченные карточки.

Порядок возврата денежных средств по операциям, не санкционированным держателем корпоративной карточки, устанавливается банком-эмитентом в локальном нормативном правовом акте банка.

Предоплаченные же карточки хоть и имеют тот же вид и обслуживаются в той же программно-технической инфраструктуре, что и банковские платежные карточки, с правовой точки зрения относятся к электронным деньгам и на них не распространяется указанный принцип ограничения ответственности клиента. Условия выпуска предоплаченных карточек, совершения операций с ними, в том числе и порядок проведения разбирательств по несанкционированным операциям, определяются правилами платежных систем, в рамках которых эти карточки выпущены в обращение, а также правилами банков-эмитентов.

– А есть ли такие случаи, когда банк не возвращает деньги пострадавшему от мошенников гражданину?

– Банк вправе отказать в возврате денежных средств по операциям, не санкционированным держателем карточки, если операция совершена:

а) с вводом ПИН-кода по чиповой или бесконтактной карточке;

б) в интернете с использованием технологии дополнительной идентификации клиентов по технологии, предусмотренной правилами платежной системы, в рамках которой карточка выпущена (Verified by Visa, MasterCard SecureCode и др.);

в) посредством системы дистанционного банковского обслуживания с введением логина и пароля;

г) после того, как держатель карточки отменил ее блокировку, которую банк произвел, чтобы предотвратить несанкционированный доступ к счету клиента.

Конечно, банк откажет в возврате денег, если у него есть информация о мошеннических действиях держателя карточки, а также при нарушении срока подачи заявления в банк (30 календарных дней).

Совместный проект
газеты «7 дней»
и Национального банка Республики Беларусь



Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике
От автора

Специалисты Минобразования уже подсчитали, что одеть школьника в этом году обойдется от 250 до 520 рублей. Еще минимум 100 стоит рюкзак с канцтоварами. «На самом деле сумма в два раза больше!» –  уверены родители. Какова реальная цена?

Белорусы часто, экономя время, продают авто из рук в руки по доверенности. Начальник ОГАИ МОБ Фрунзенского РУВД г. Минска Андрей Шуканов предостерегает: такой вариант чреват крупными неприятностями.

На вопросы, наиболее часто возникающие при необходимости взять кредит, отвечает главный специалист управления методологии кредитно-депозитных операций Главного управления регулирования банковских операций Национального банка Татьяна Фролова.

Разумная трата заработанного, сохранение накопленных средств – непростая наука.