Погода, Беларусь
Главная Написать письмо Карта сайта
Специальный проект
>>>
Совместный проект
>>>
Люди в белых халатах
>>>



Культура

№1 от 04 января 2018 года

Сват, который не терпит смех ради смеха
Сват, который не терпит смех ради смеха

«Актер с большим будущим» – так сказал об Анатолии Васильеве Сергей Бондарчук, «открывший» этого артиста для кино в фильме «Степь». Народный артист России Анатолий Васильев родился 6 ноября 1946 года в Нижнем Тагиле. После окончания школы-студии МХАТ играл в Московском театре сатиры и в театре Советской Армии. В настоящее время работает в Московском театре им. Моссовета. Старшему поколению Васильев известен по фильму «Экипаж», а молодежи – по роли дедушки-профессора в комедийном сериале «Сваты». Всего на счету актера более 70 ролей в кино.

– Анатолий Александрович, правда, что в детстве вы не собирались быть артистом, поэтому после школы поступили в машиностроительный техникум?

– Действительно, в школьные годы у меня и в мыслях не было становиться актером. Но я любил фантазировать, перевоплощаться в разных людей, проживать их жизнь. Представляете, в своих фантазиях я дошел до того, что однажды даже представил себя полуразрушенным от времени забором! И распереживался, как же плохо такому забору в дождь или снегопад. После окончания семилетки действительно поступил в машиностроительный техникум, чтобы, как отец, стать инженером. И вот, будучи уже без пяти минут техником-технологом, однажды с другом пошел в спортзал. Тот у меня спросил: «Толь, тебе не кажется, что мы очень скучным делом занимаемся? Может, бросим техникум и пойдем в искусство? Я стану режиссером, а ты со своими данными – актером. И я буду тебя снимать во всех своих фильмах». Вначале я посмеялся над словами друга, восприняв это как шутку. Но когда понял, что он говорит серьезно, ответил: «Действительно, то, чем мы занимаемся, скучно!» В общем, его идея мне понравилась. Впрочем, началось все немного раньше, поэтому и возник такой разговор.

– Расскажите!

– У нас в техникуме была прекрасная учительница по литературе Наталья Петровна Давыдова, на чьи уроки я ходил с огромным удовольствием, потому что они были необычными. Например, однажды преподаватель предложила нам почитать пьесу Чехова «Вишневый сад» по ролям. Зная мою любовь к литературе, Наталья Петровна предложила мне роль купца Ермолая Лопахина. Чтение получилось веселое и интересное. Конечно, старался, как мог, поэтому вся группа отметила, как ярко и эмоционально я прочитал роль своего героя. И это был первый звоночек, потому что на перемене в аудитории все дружно обсуждали, что в техникуме появился артист. В результате за мной закрепилось одноименное прозвище. И преподаватель литературы посоветовала мне записаться в народный театр. Из любопытства я туда пошел. На меня сразу обратили внимание, стали давать хорошие роли. В результате учебу я забросил, а все свободное время посвящал театру. Однажды художественный руководитель спросил у меня, что я собираюсь делать: оканчивать техникум или все же пробовать стать профессиональным артистом? На что я ответил, что мечтаю поступить в школу-студию МХАТ. Я благодарен этому человеку, который поддержал меня и убедил моих родителей, что у меня есть талант и я должен осуществить свою мечту. Отец дал напутствие: «Езжай, сын, поступай. Но если у тебя не получится, возвращайся – и будешь делать то, что я тебе скажу». Так я бросил техникум и поехал поступать в школу-студию МХАТ.    

– А почему не остались в знаменитом МХАТе?

– Предпочел Театр сатиры, потому что в то время там работали кумиры нашего поколения – Анатолий Папанов, Андрюша Миронов, Борис Новиков, Татьяна Пельцер, Вера Васильева. Играть с ними на одной сцене было огромное удовольствие. К тому же так получилось, что одновременно с моим приходом в театр «Современник» ушел Валентин Гафт, и художественный руководитель ввел меня, начинающего актера, на его роль в спектакле «Все в саду». И это была очень хорошая актерская школа.

– В кино вы стали сниматься поздно?

– Да, когда мне было уже за тридцать. Своим крестным отцом в кинематографе считаю Сергея Федоровича Бондарчука, который увидел меня на одном из спектаклей и пригласил на роль Дымова в фильм «Степь» по рассказам Чехова. Уверен, что как с театром, так и с кино мне повезло, потому что я попал в такое созвездие прекрасных актеров, как Сергей Бондарчук, Иннокентий Смоктуновский, Георгий Бурков, Игорь Кваша, Василий Ливанов, Михаил Глузский, Михаил Кокшенов, Станислав Любшин. Все меня поддерживали. Благодаря успешному дебюту, уже на следующий год я сыграл свою самую звездную и любимую роль – Валентина Ненарокова в фильме Александра Митты «Экипаж». Роль мне понравилась
тем, что герой живет не для себя, а для других. Я встречал таких людей в жизни.

– Вы ожидали, что фильм будет иметь такой огромный успех?

– Нет, конечно, но успех сразу же после премьеры был ошеломляющий. Меня поражало, когда после творческих встреч суровые мужчины отводили меня в сторону и, глотая комок в горле, говорили мне: «Спасибо огромное, ты – свой!». А еще многие рассказывали свои семейные истории – будто исповедовались мне. Поверьте, такие моменты дорогого стоят и выше любых призов и наград.

– Современному зрителю вы прежде всего известны по роли деда Юры из сериала «Сваты». Ходят разные слухи, почему вы покинули успешный проект. Можно узнать из первоисточника?

– Как бы ни критиковали сериалы, я считаю, что они зрителю нужны. Но они должны быть качественными. Если в советском кинематографе к съемкам тщательно готовились, подбирали реквизит, актеров, долго снимали, то сейчас кино стало продюсерским. А они гонят режиссеров – быстрее, быстрее! Чтобы как можно меньше денег потратить на съемки. В сериалах мелькают одни и те же актеры. А все потому, что чаще всего не режиссеры, а продюсеры выбирают, кто будет сниматься. Если вернуться к сериалу «Сваты», то мне нравился мой персонаж. К тому же первый сезон «Сватов» снимал талантливый режиссер, влюбленный в свое дело, – Юрий Мороз. Он отстаивал свою позицию перед продюсером. Поэтому, к сожалению, его убрали. Благодаря Морозу в первом сезоне было одновременно и смешно, и трогательно. К сожалению, с его уходом сериал превратился в примитивный ситком, где текст говорят практически без остановок, а за кадром звучат смех и аплодисменты. Я считаю, что в этом девальвация профессии актера. А я до последнего пытался сохранить искусство, объясняя, что смех ради смеха не для меня. Переполнила мое терпение сцена, когда меня отпускают из тюрьмы.  Я предложил режиссеру: нужно снять эту сцену так, что я вхожу с глазами, полными слез. Хочу что-то сказать, но меня переполняют чувства... Девочки отыграли прекрасно. Помните, Таня Кравченко, увидев меня, всплеснула руками, что-то уронила. Моя экранная жена Людмила Артемьева тоже ко мне кинулась... Но все испортил Федор Добронравов, в очередной раз вместо актерской игры показав свою клоунаду. Я не выдержал и остановил съемку. Режиссер меня не понял.  И в результате я ушел из проекта.

– Анатолий Александрович, как вы считаете, на кого стоит равняться?

– Для меня актер актеров – это Чарли Чаплин, а из российских – Юрий Яковлев в фильме «Ирония судьбы, или С легким паром!».



Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике
От автора


Желание написать книгу время от времени посещает многих. Вот только авторами становятся далеко не все. Вместе с писателем Алексеем Горбуновым разбираемся в том, легко ли создать шедевр, существует ли формула бестселлера, чему учат на «писательских курсах» и к какой оборотной стороне славы нужно быть готовым.

«Ганди молчал по субботам» – модная постановка, репетиция которой заканчивается на сцене Гомельского областного драматического театра. С его художественным руководителем Сергеем Лагутенко мы говорим о том, за чем на самом деле зритель ходит на спектакли, есть ли конкуренция у театров и обижаются ли актеры, если им не досталась главная роль.

Волшебный мюзикл, народное шоу, битва за титул «Властелин села» и другие причины отправиться в эти выходные на Купалье в Александрию.

В Национальном историческом музее открылась экспозиция «Друкарскі двор XVI стагоддзя», посвященная Международному дню музеев. Посетители смогут не только увидеть печатный станок, но и воссоздать на нем первую страницу Библии Франциска Скорины, а также сделать бумагу по старинной технологии. Корреспонденты «7 дней» одними из первых ознакомились с уникальными артефактами.