Погода, Беларусь
Главная Написать письмо Карта сайта
Давайте обсудим
>>>
Здоровье
>>>
150 золотых маршрутов моей Беларуси
>>>



Культура

№34 от 23 августа 2012 года

«Если человек добрый — он светлый»
«Если человек добрый — он светлый»

Народная артистка РСФСР, лауреат российской Национальной премии в области кинематографии «Золотой орел» Валентина Талызина недавно порадовала своих белорусских поклонников новой ролью. Она сыграла в спектакле «Госпожа министерша», который был включен в программу «Театральных встреч» на Международном фестивале искусств «Славянский базар в Витебске». Известная актриса театра и кино согласилась ответить на вопросы корреспондента газеты «7 дней».
— Валентина Илларионовна, я читал, что раннее детство вы провели в Беларуси. Какие-то воспоминания сохранились?
— Когда присоединили Западную Беларусь, моего отца-коммуниста, после окончания Промышленной академии, из Омска направили работать в Барановичи. Мне было 6 лет, и я мало что помню, но вот первые дни войны мне запомнились на всю жизнь. Как сейчас помню первую бомбежку, наделавшую много шума.
Но в первые часы войны еще все жили по старым законам, думали, что это какое-то недоразумение. Затем по радио прозвучала речь Сталина об объявлении войны. Я помню, как в 12 часов за мной в детсад прибежал отец и стал тащить срочно домой, а я заигралась, поэтому противилась, не хотела уходить. А через час этот детский сад разбомбили.
— Потом вы бывали в Барановичах?
— Да, в советские годы я была в Барановичах от Бюро пропаганды киноискусства. Я долго ходила по городу, искала то место, где мы жили, но город очень сильно изменился, вместо деревянных домиков выросли многоэтажки. Да и никаких ориентиров у меня не было, я лишь помнила, что мы жили в частном доме возле леса.
— Правда, что в детстве вы увлекались историей?
— Я действительно с особенной страстью увлекалась российской историей. Только нелепый случай не позволил мне стать студенткой исторического факультета Омского педагогического института — на вступительных экзаменах по истории я получила пятерку, но на последнем экзамене у меня была тройка. И подруга обманула меня, что я не поступила. Потом оказалось, что у меня был проходной балл, но я уже забрала документы и за компанию с подругой поступила в сельскохозяйственный на экономический факультет. Но интерес к истории у меня остался на всю жизнь. Он мне помог досконально перенестись в эпоху Екатерины Второй, когда я работала над ее ролью. Затем в фильме Хотиненко играла тетку Достоевского.
— Вместо экономиста вы стали популярной актрисой. А в детстве актерские способности за вами замечали?
— Нет, особых способностей никто не видел. А вот тяга к искусству — да, она была сильнее меня. В Омском сельхозинституте я с удовольствием занималась в драматической студии. Мне хватило двух лет, чтобы понять простую истину: формула «товар — деньги — товар» — не для меня. Поэтому бросила институт и поехала в Москву без документов поступать в ГИТИС. Но в столице оказалось, что я опоздала на все наборы. В пору было отчаяться, но судьбой было уготовано, что в ГИТИСе объявили дополнительный набор, чего много лет не бывало.
— Долгие годы вы проработали в Театре имени Моссовета, где художественным руководителем был Завадский. Он  ваш режиссер?
— Безусловно! Завадский был блистательный эрудит, профессионал, человек высокой интеллигентности. Он учился у Вахтангова, а затем работал во МХАТе.
— Одна из первых ваших ролей в комедии «Зигзаг удачи» вместе с Евгением Евстигнеевым, который уже тогда был популярен. Как вам работалось с ним?
 — Евстигнеев, без сомнения, большой талант, гениальный актер, его всегда отличали доброта, щедрость и желание отдать секреты своего мастерства, помочь, подбодрить начинающего партнера. Уверена: стремление отдать, поделиться с окружающими — отличительная черта талантливого человека. Если человек серый, бездарный, он постоянно хочет взять. А большой, широкий талантливый человек хочет отдать. Мне было очень легко работать с Евстигнеевым, я не чувствовала его звездности, только поддержку.
— У вас было много замечательных ролей, но огромную популярность вы получили благодаря эпизоду в фильме Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром». Как вы к этому относитесь?
— Я с вами не согласна. Меня узнают не по эпизоду, а по голосу. Причем даже совершенно не театральные люди. Например, зимой я опаздывала в театр. Ловлю такси, сажусь, вся закутанная, — у меня большая шапка, шарф, очки. И только говорю таксисту, куда меня отвезти, как он меня спрашивает: «Вы артистка?» Тогда спрашиваю я: «Как вы меня узнали?» На что он отвечает: «Ваш голос невозможно не узнать». Подъехали к театру, даю деньги, а этот водитель: «Я с артистов денег не беру».
— Благодаря своему голосу вы озвучивали Брыльску в «Иронии», Озалиню в телефильме «Долгая дорога в дюнах», других актрис. Вам не обидно было отдавать свой голос? Ведь слава обрушивалась на исполнительниц главных ролей, а не на вас...
— Я озвучивала лишь трех актрис, которые плохо говорили по-русски. В интернете одна женщина написала: «Ну и что, что они вас не отблагодарили, вот Демьяненко озвучивал все роли Бельмондо, и он его тоже не отблагодарил, или Людмила Гурченко озвучивала Тому». Но я ведь никогда и не жаловалась, просто в одном интервью сказала, когда меня спросили, как к этому отнеслась Барбара Брыльска: «Никак, даже спасибо не сказала».
Но мне от нее ничего и не надо. Несколько лет назад мы с Брыльской были в жюри ток-шоу «Две звезды», и Барбара в эфире благодарила Пугачеву и меня. В прошлом году мы с Брыльской снимались в Киеве в одном фильме, и про нас желтая пресса написала гадости. Надо было в суд подавать, но связываться с этими наглецами и портить нервы я не захотела. Брыльской тоже рассказали об этой публикации, и она меня спросила: «Ты читала?». Я ответила: «Читала!». Все! Я никогда с ней не дралась, но и особой симпатии не испытывала.
— Кого из режиссеров вы может выделить? И были ли режиссеры, у которых вы мечтали сняться, но не сложилось?
— Один из моих любимых режиссеров Эльдар Рязанов. Я снялась в шести его фильмах. Были, естественно, режиссеры, у которых я очень хотела сниматься, но не получилось. В советское время существовала огромная конкуренция, жесточайший отбор. Это сейчас многие режиссеры стараются брать актеров, которых никто не знает. А что значит неизвестный актер? Это значит, не очень владеющий нашим ремеслом. Актер ведь актеру рознь. Современные режиссеры смотрят, к сожалению, не на талант, а на то, чтобы заплатить меньше.
— Я был на одном из ваших поэтических вечеров. Кто из поэтов вам наиболее близок?
— К счастью, Россия богата хорошими поэтами. Вот, например, Анна Бокова, которая 17 лет незаслужено просидела в лагерях. Трудно найти стихи о любви лучше, чем у Боковой, поэтому я всегда читаю на творческих встречах ее. Люблю поэзию Арсения Тарковского, Ахматову, Цветаеву, Блока, Гумилева...
— Какую музыку любите слушать?
— Очень люблю духовную, церковную музыку. Она очищает душу, после нее такая благодать.
— Актерская профессия очень зависимая, но, получается, вы были не против, чтобы дочь пошла по вашим стопам?
— Я была категорически против, но, к сожалению, Ксения продолжила творческую династию. Бабушка у нее была певица, у нее был абсолютный слух, а дедушка окончил Одесскую консерваторию по классу скрипки, был хорошим музыкантом. Я считаю, что в нашу профессию можно пойти, только не зная, куда ты идешь, потому что она очень не проста.
— Вы в прекрасной физической и творческой форме. Есть ли у вас секреты красоты?
— Секретов у меня нет. Я давно не ем мясо. Мое детство прошло в Сибири, где было очень холодно и голодно. Самая распространенная еда — картошка, которую мы ели постоянно. Я знаю, что в Беларуси также любят картошку, что самое популярное блюдо — драники. Однажды меня пригласили на кулинарную программу на канале НТВ и спросили: «Ваше любимое блюдо?». Я ответила: «Драники!». По моему рецепту они стали готовить, но у них получились не драники, а оладьи.
— А как вы готовите драники?
— Я тру картошку на мелкой терке, добавляю яйцо, немного муки, затем готовую массу выкладываю в форме оладий в кипящее масло. Но они у меня почему-то получаются не такие вкусные, как у вас в Беларуси. А еще в котлетах вместо батона я использую картошку!
— Какие человеческие качества вам нравятся, а какие нет?
— На первом месте — доброта. Я считаю, если человек добрый — он светлый. Мне нравится еще такое качество, как способность отдавать, но, к сожалению, есть люди, которые привыкли только брать. Не люблю завистливых, злых людей.
— Смотрите ли вы современное кино? Кто из молодых актеров вам нравится?
— Мне, конечно, ближе наше старое советское кино. Из современного смотрю мало. Понравился сериал «Глухарь». В этом фильме запомнился актер Рожков, который играл Дениса Антошина, а также его подруга по фильму актриса Болтнева. Из молодых актрис мне также нравятся Эмилия Спивак, Ольга Ломоносова, Алиса Сапегина из сериала «Институт благородных девиц» и актер из этого фильма Александр Арсентьев.

Справка «7 дней»

Валентина Талызина родилась 22 января 1935 года в городе Омске. В 1958 году после окончания ГИТИСа была принята в Театр имени Моссовета, которому до сих пор верна. В 1967 году состоялся ее дебют в кино в картинах «Человек, который сомневается» и «Путь в «Сатурн». Всесоюзная популярность к Талызиной пришла после главной роли вместе с Евгением Евстигнеевым в комедии «Зигзаг удачи». Всего на счету актрисы десятки ролей, многие из которых вошли в золотой фонд советского кино: «Ташкент — город хлебный», «Старики-разбойники», «Большая перемена», «Невероятные приключения итальянцев в России», «Семнадцать мгновений весны», «Агония», «Афоня», «Ирония судьбы, или С легким паром», «Дульсинея Тобосская», «О бедном гусаре замолвите слово».

Артур МЕХТИЕВ



Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике

О ней в местных газетах вышло несколько публикаций с одним и тем же названием «Девушка, которая отказывается сниматься в кино».

В фильме «Как закалялась сталь» Владимир Конкин должен был сыграть роль Лещинского. Случай круто изменил его жизнь.

Экспромты и импровизации Сергея Маковецкого иногда приводили к казусным ситуациям.

Актер без зрителя существовать не может, поэтому, снявшись в кино или сыграв в театре, он ищет отклик у публики