Кодекс для автомобилиста
С 1 июля в силу вступили новые требования к техническому состоянию транспортных средств при прохождении государственного технического осмотра. Даже беглого взгляда достаточно, чтобы понять: они куда более лояльны к автовладельцам по сравнению с теми, что были ранее. И, как говорят представители УП «Белтехосмотр», это лишь первый шаг на пути либерализации всей процедуры.
На базе другихСтоит сказать сразу, что ранее в стране вообще не было одного общего документа, который четко регламентировал бы прохождение техосмотра и в котором были бы конкретно определены все требования к техническому состоянию транспортного средства, после выполнения которых оно получило бы разрешение на допуск к участию в дорожном движении.
То есть ранее система работала, используя большое количество разрозненных указов, приказов, правил, нормативов и других официальных документов, изданных различными ведомствами и организациями. А собрано воедино все только теперь. Все требования сведены в один документ — технический кодекс установившейся практики (ТКП) «Государственный технический осмотр транспортных средств. Порядок проведения проверки».
— С 1 июля текущего года технический кодекс — единый документ для всех юридических лиц, которые проводят гостехосмотр транспортных средств в нашей стране. Если ранее для разрешения спорных моментов приходилось обращаться к десяткам различных источников, то теперь и работники станций, и автовладельцы будут пользоваться одним конкретным комплексным документом, в котором достаточно четко и ясно прописан каждый пункт. Теперь работник диагностической станции, вынося заключение о несоответствии технического состояния транспортного средства установленным требованиям, будет ссылаться на конкретный пункт ТКП, что, без сомнения, сделает процедуру прохождения гостехосмотра более демократичной и понятной для автовладельца, — рассказал корреспонденту газеты «7 дней» начальник производственно-технического отдела УП «Белтехосмотр» Василий Аверков.
Над созданием кодекса трудился не только коллектив УП «Белтехосмотр», но и специалисты Белорусского научно-исследовательского института транспорта «Транстехника», УГАИ МВД, Министерства транспорта и коммуникаций, Госстандарта.
— Само внедрение документа — это только начало большой работы по совершенствованию процедуры гостехосмотра, — говорит Василий Иванович. — Под технический кодекс сейчас разрабатывается, например, новая форма диагностической карты, которая станет более информативной и понятной для автовладельцев.
Если коротко, то теперь в карте, в случае признания транспортного средства не соответствующим установленным требованиям, будет указываться конкретный пункт ТКП, который был нарушен. Непосредственно в карте будут отражаться результаты проверки тормозных систем транспортного средства и его экологических показателей.
В УП «Белтехосмотр» не скрывают, что стремятся направить основные усилия работников диагностических станций на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранения жизни и здоровья людей, сохранность их имущества и охрану окружающей среды, то есть на решение задач, установленных техническим кодексом.
Навстречу людям
На данный момент в Республике Беларусь действует 219 диагностических станций, проводящих государственный технический осмотр транспортных средств, каждая из которых получила не только экземпляр нового кодекса, но и подробную технологическую инструкцию, описывающую порядок проведения контроля технического состояния транспортных средств.
Автовладельцы могут ознакомиться с текстом кодекса на сайте Государственного комитета по стандартизации в разделе «Национальный фонд технических нормативных правовых актов Республики Беларусь».
Кодекс — документ молодой, но и ему уже требуется актуализация в связи с появлением новых равноправных участников дорожного движения — мопедов.
— Актуализация очень важна для этого документа и по другим причинам. Ведь это наш первый опыт. И не удивительно, что сделать такой документ с первого раза непогрешимым — задача очень сложная. Как только документ стал работать в практической плоскости, стали заметны отдельные неточности, которые требуют их оперативного устранения, — подчеркнул Василий Аверков.
В беседе Василий Иванович удивляется некоторым посетителям интернет-форумов, которые ругают УП «Белтехосмотр» буквально за все. Не сделали что-то — плохо, сделали — тоже плохо. Не разобравшись, не испытав, что называется, на своей шкуре, люди набрасываются на нововведения просто потому, что это новое! А ведь стоит присмотреться, разобраться — и станет понятно, что этот документ стремится максимально упростить процедуру гостехосмотра, приблизить ее к европейским аналогам. Возможно, не так быстро, как нам бы того хотелось, но дело, по крайней мере, движется.
— Наш основной прорыв — в более либеральной системе оценки технического состояния транспортного средства. Раньше у нас все было несколько примитивней: соответствует или не соответствует. Теперь, по аналогии с Европой, появилось заключение «соответствует с замечаниями». Например, теперь за не работающий контрольный сигнал функционирования внешних световых приборов автовладельца не заставят повторно проходить контрольные операции, а оставят это на его совести. Мы поворачиваемся лицом к автовладельцу, перенимая европейский опыт, где не обязательно каждый раз применять «карательные» меры, ведь можно действовать и иначе. Тем более, что сложившаяся в нашей стране практика показывает — большинство людей свои машины любят и содержат в достойном виде и состоянии, — пояснил Василий Аверков.
Хорошо, плохо и почти хорошоЧто касается лакокрасочного покрытия (ЛКП), то здесь также новый технический кодекс становится на сторону автовладельца. Ведь, по большому счету, небольшие царапины для поездившей по белу свету машины — самое обычное дело, которое никоим образом не влияет на безопасность других участников движения.
— Внешний вид автомобиля — это исключительное дело его владельца, — говорит Василий Аверков. — Мы бы вообще не трогали владельцев ни за царапины, ни за цвет кузова, ни за что-либо еще во внешнем виде авто. Вместе с тем, существует незыблемое правило: цвет транспортного средства должен соответствовать указанному в регистрационных документах. Это необходимо для идентификации транспортного средства в случае его угона, дорожно-транспортного происшествия, совершения преступления. Однако если на внешне видимых поверхностях кузова окажется участок, окрашенный в цвет, отличный от указанного в регистрационных документах, и размер этого участка не превысит 30 % от видимой поверхности кузова, гостехосмотр такое транспортное средство пройдет.
Технический кодекс «разрулил» еще одну конфликтную ситуацию, часто возникающую в ходе гостехосмотра транспортных средств. В приложении 4 к ПДД приведен перечень неисправностей и условий, при которых запрещается участие транспортных средств в дорожном движении.
Одно из таких условий — на транспортном средстве не должно быть значительных внешних повреждений деталей кузова и окраски. Но что такое значительное повреждение, а что — незначительное?
В кодексе введены условные критерии, по которым можно оценивать степень повреждения деталей кузова или окраски транспортного средства. Критерии представлены в виде окружностей двух диаметров:
5 см — для окраски и 10 см — для повреждений деталей кузова. Теперь, в ходе практического применения ТКП, будет обсуждаться только правильность выбора критерия, а сама суть вопроса решена.
Тот же принцип либерализации действует и в отношении наклеек на кузове транспортного средства. Если с расстояния в 10 метров нельзя различить, что на ней написано или изображено, то безопасности дорожного движения она не угрожает, и вы получаете разрешение на допуск.
Еще один важный момент — с 1 июля дымность дизельных двигателей не нужно проверять на максимальных оборотах, что ранее создавало для автовладельцев массу проблем.
Также узаконены все «родные» световые приборы на автомобилях американского производства. Проблем с красными указателями поворотов или чем-то подобным больше не будет, теперь это закон.
Главное, что в деле контроля за техническим состоянием транспортных средств сделан первый серьезный шаг по дебюрократизации и упрощению процедуры, охватывающей миллионы граждан нашей страны. Работа над кодексом продолжается. Он будет постоянно совершенствоваться на благо всего нашего многомиллионного братства автомобилистов.
Что, согласитесь, нельзя не приветствовать!