Форум намерений
На минувшей неделе в Санкт-Петербурге состоялось примечательное событие — бизнес-форум «ЕЭП: новые возможности промышленного развития», в котором приняли участие руководители правительств Беларуси, Казахстана, России. Кроме того, Михаил Мясникович, Карим Масимов и Дмитрий Медведев провели еще и рабочую встречу, а также двусторонние переговоры. Повестка была чрезвычайно широкой — от перспектив увеличения товарооборота, вопросов промышленной кооперации, создания совместных компаний до синхронизации действий в преддверии второй волны мирового финансово-экономического кризиса, натиск которой многие авторитетные международные эксперты предрекают уже в ближайшее время.Мероприятие в северной российской столице прошло в подчеркнуто позитивном духе. Стороны не скупились на заявления о том, что все имеющиеся вопросы будут решаться исключительно в дружеском ключе и во взаимных интересах. В частности, Дмитрий Медведев заверил коллег в том, что после вступления России в ВТО ее «отношения со стратегическими партнерами — Беларусью и Казахстаном — будут строиться на прежних началах — добрососедства, союзничества, долгосрочной экономической интеграции».
Не сомневаюсь в искренности российского премьера, но, думаю, не все будет просто после того, как в августе Россия станет полноправным членом Всемирной торговой организации. Неслучайно, пожалуй, единственным проектом, по которому стороны пришли к согласию, стало создание в будущем совместной компании по организации железнодорожных контейнерных перевозок.
Между тем Беларусь предлагает партнерам активизировать реализацию проектов, предусматривающих создание совместных компаний и холдингов.
Однако, судя по всему, здесь существует немало подводных камней. Недаром белорусский премьер назвал этот процесс вялотекущим. Наглядное подтверждение тому — затянувшаяся эпопея с созданием холдинга на базе МАЗа и КамАЗа.
К слову, на эту тему накануне достаточно резко высказался Президент Беларуси. Напомнив о том, что с Президентом России достигнута твердая договоренность о создании холдинга на паритетных началах с соответствующим управлением, Александр Лукашенко сказал: «Но руководство той корпорации, видите ли, не устраивает 50х50. Надо контрольный пакет акций и дороговато Беларусь просит. Ну, хорошо, если дорого, тогда не надо соглашаться. Давайте будем работать. «МАЗ» сегодня нисколько не хуже «КамАЗа». С удовольствием его покупают. Зачем нам конкурировать? Всем места хватит. Если на то пошло, давайте поделим наши рынки. Но если вы вступили в ВТО и у вас позиция поменялась, то мы договаривались, что Единое экономическое пространство — это святое. Все остальное — производно. Если мы начинаем терять с вашим вступлением в ВТО, вы должны подумать о том, как нас поддержать. То есть должно быть порядочно все. В противном случае мы разрушим нормальный экономический и даже политический процесс, начавшийся после избрания Владимира Путина, который немало об этом говорил». Как говорится, не в бровь, а в глаз.
При этом белорусская сторона ставит вопрос создания совместных компаний даже шире. Речь идет не только о традиционных отраслях промышленности, но о перспективных проектах на прорывных направлениях научно-технического прогресса, которые будут определять инновационное развитие экономик трех стран на 10—15 лет вперед. «Мы не можем зависеть от высокоразвитых стран Запада или китайской продукции, нам необходимо создавать новую продукцию, ставить новые заводы, чтобы действительно идти в ногу со временем», — заметил в этой связи белорусский премьер. С ним трудно не согласиться, ведь, по существу, вопрос ставится об обеспечении национальной экономической безопасности.
Однако в какой мере эти инициативы Беларуси будут приняты во внимание Россией, когда в нее после вступления в ВТО без ограничений начнет поступать та же китайская продукция, причем не привезенная челноками с рынков, а выпущенная на предприятиях, часто совместных с ведущими мировыми производителями, остается неясным. Логика понятна: если импортная продукция будет стоить дешевле, чем производить ее у себя, тогда зачем строить новые заводы? Вот только не оказаться бы потом на обочине мирового промышленного прогресса…
Нерешенным остается и вопрос о введении утилизационного сбора на импортные автомобили. Россия связывает его именно со своим вступлением в ВТО. «Будут привозить автохлам, и в огромных количествах. Конечно, это будет препятствовать развитию нашего собственного автопрома. Поэтому идея о введении утилизационного сбора связана именно с этим соображением», — пояснил Дмитрий Медведев. Однако Беларусь и Казахстан предпочли сохранить действующую тарифную защиту на импортные автомобили. Более того, Михаил Мясникович считает, что она обеспечивает стимулирование автопромов государств Таможенного союза, их поддержку и цивилизованную работу с третьими странами. При такой разнице подходов не очень понятно, какое окончательное решение вопроса, о чем говорил российский премьер, может быть впоследствии принято.
Словом, мероприятие в Санкт-Петербурге можно смело назвать форумом намерений. Ибо о намерениях развивать интеграцию по различным направлениям в рамках ЕЭП на нем говорилось много. Вот только для того, чтобы эти намерения обрели форму конкретных значимых проектов, предстоит решить еще немало чувствительных для каждой из трех стран вопросов, а главное — проявить к этому необходимую волю.