Погода, Беларусь
Главная Написать письмо Карта сайта
Совместный проект
>>>
Люди в белых халатах
>>>
Специальный проект
>>>



Персона

№20 от 16 мая 2012 года

В Стране тюльпанов с мыслями о васильках
В Стране тюльпанов с мыслями о васильках
Виталий Стахиевич — лауреат международных конкурсов, трижды стипендиат Специального фонда Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодежи, выпускник Белорусской государственной академии музыки, сейчас живет в Амстердаме и выступает в Европе и далеко за ее пределами.
Но каждый год Виталий приезжает с концертами в Беларусь и радует меломанов новыми программами. «Для меня выступление в Минске в Большом зале филармонии — огромное событие, пик сезона. Я играю во многих знаменитых залах, однако знаю дату концерта в Минске, и он у меня все время в мыслях», — говорит Виталий. Талантливейший пианист с огромной теплотой и любовью рассказывает о близких людях — педагогах и родных, постоянно душой и сердцем возвращается в Беларусь, туда, где родился и вырос. А еще в Стране тюльпанов пишет стихи и эссе на родном языке!
— Программа концерта в Минске состояла из произведений Прокофьева, Брамса, Шуберта. Такой выбор чем-то обусловлен?
— Несколькими факторами. Сочинения Прокофьева — постоянный проект, еще не законченный: планирую иметь в репертуаре все сонаты, а пока — семь из девяти. Шуберт — один из моих самых любимых композиторов. Я много играю Шуберта, а соната до минор, которую исполнил в Минске, новая. Хотелось еще в большей степени разнообразить программу: Прокофьев — одна сфера, Шуберт — совершенно другая, а Брамс — тоже нечто иное.
— Кем или чем в Голландии поддерживается культура?
— Во-первых, цены на билеты на порядок выше, чем в Беларуси, но они более доступны многим. Во-вторых, существует система государственных грантов, которые получают ведущие оркестры, фестивали, интересные проекты. Но сейчас в связи с финансовым кризисом все это урезается, поэтому становится сложнее существовать. Однако такая поддержка есть: как бы классическая музыка ни вынуждена была становиться частью поп-культуры, шоу-бизнеса, все равно она финансово вряд ли полностью сможет просуществовать независимо, даже в таких высокоразвитых странах, как Голландия.
— Есть ли различия в исполнительском мастерстве музыкантов Беларуси и Голландии?
— Трудно сказать однозначно. Как в Беларуси, так и в Голландии есть представители совершенно разных уровней мастерства: от великих музыкантов до любителей. Разница в том, что в Голландии более насыщенная концертная жизнь — даже те, кто не являются звездами первой величины, имеют возможность где-то выступать в большей степени, чем в Беларуси. А в целом — уровень сопоставим. Как ни удивительно, в Голландии очень многие молодые люди стремятся стать классическими музыкантами. Например, среди певцов конкуренция жесточайшая. Когда попадаешь на конкурс-прослушивание, видишь сотни желающих выступать и делать карьеру именно в академическом искусстве.
— Какие события в музыкальной жизни Голландии считаются наиболее значимыми?
— Я живу в Амстердаме, где есть знаменитый Большой (почти 2000 мест) и Малый (около 500 мест) залы «Концертгебау» с прекрасной акустикой — мировое явление. В прославленных залах выступают не только легендарные исполнители, но и известнейший, один из ведущих в мире Королевский оркестр «Концертгебау». За прошедшие два года оркестром сыгран цикл концертов — все симфонии Малера в хронологическом порядке, сейчас начинается цикл — все симфонии Бетховена. Это то, что запоминается навсегда. Также есть серия «Мастер-пианисты» — абонемент, где каждый год проходят десять-двенадцать концертов, в которых выступают самые знаменитые пианисты всего мира: Соколов, Луганский, Володось, Брендель, Раду Лупу и другие. Уникальная, чисто голландская почти столетняя традиция: на Пасху исполнять «Страсти по Матфею» Баха. Идею укрепил и возвысил дирижер Бернард Хайтинк. Сейчас она превратилась чуть ли не в вид спорта: во всех городах, солидных соборах играют это произведение ежегодно. После исполнения появляются отзывы критиков в прессе: сравнивают, где был темп быстрее, где солист хорошо выступил, и даже отдают приз тому, кто лучше всех сыграл!
— Музыкальная критика в Голландии существует?
— Существует. Однако тоже превращается в шагреневую кожу — ее все меньше, но тем не менее центральные голландские газеты на каждый концерт «Мастер-пианистов», значимые выступления оркестров реагируют рецензией. К сожалению, поп-музыка все равно занимает доминирующие позиции.
— Чего нет в Беларуси из того, что есть в Голландии, и наоборот?
— Есть много явлений жизни в потребительском, культурном и развлекательном плане, которые в Беларуси отсутствуют. Например, высокий уровень футбола, разнообразная концертная жизнь, товары на любой вкус, возможность отправиться  на отдых куда угодно за сравнительно небольшие деньги: «горящие» туры, авиарейсы... Поражает, что в Беларуси уровень жизни не такой высокий, как в Голландии, а цены на авиабилеты или одежду даже выше!
В Голландии нет такой природы, как на Полесье: выехал на автомобиле за город — и видишь поле, лес, озеро. В Голландии территория меньше, а населения в полтора раза больше — все очень урбанизировано. Везде постройки: дома, фермы, города, деревни. На меня все это давит, ведь я привык к нашим просторам. В Беларуси сохранился славянский тип людей повсюду, нет колоссального смешения рас и национальностей, как в большинстве западноевропейских стран.
— Сегодня среди исполнителей — большая конкуренция. Что современному музыканту необходимо, чтобы добиться успеха в исполнительском мастерстве?
— Нужно несколько факторов, которые должны совпасть. Во-первых, трудолюбие и целеустремленность, даже целенаправленность, сосредоточенность на занятиях, уверенность в себе, в том, что рано или поздно это принесет плоды, а также постоянное саморазвитие, самосовершенствование. Во-вторых, удача в плане публичного успеха: научиться контактировать с людьми, показывать себя, искать возможности и т.д. Это тоже определенный талант, не чисто музыкальный, а человеческий, артистический.
— Основа вашего репертуара — произведения Шопена, Шуберта, Моцарта, Рахманинова, Листа, Прокофьева. Вас можно назвать романтическим героем современной фортепианной игры?
— Мой базовый репертуар так или иначе романтического периода. Конечно, я отклоняюсь и в классицизм, играю музыку современных композиторов тоже, но большинство произведений романтического характера: они мне ближе по мировосприятию.
— Каким вам видится дальнейшее ваше творчество?
— Быть концертирующим музыкантом и, по возможности, в большей степени. Я веду статистику выступлений: не меньше пятидесяти, иногда доходит до восьмидесяти концертов в год — это держит в форме. Каждый месяц разучиваю новые произведения. Хочу и в дальнейшем расширять свой репертуар, географию выступлений и играть с оркестрами и солистами высокого уровня.


Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике

Его называют «народным артистом интернета». На YouTube-канал исполнителя подписано более 1,5 млн человек. И в реальности у него не меньше поклонников: в 2019 году Ярослав Сумишевский собрал главную концертную площадку России – Кремлевский дворец, а недавно выступил с сольником на юбилейном «Славянском базаре».

Певец и шоумен Сергей Пенкин запросто исполняет джаз, классику и народные песни. Его голос с диапазоном в четыре октавы занесен в Книгу рекордов Гиннесса. В феврале артист отметил 60-летие грандиозным концертом в Москве, а вот фестивальный Витебск посетил спустя 8 лет с тех пор, как побывал здесь со своим «сольником». Узнали у музыканта, чем занимался во время пандемии, как готовит учеников в своей школе вокала и кого готов увезти с собой из Беларуси.

Димаш Кудайберген является, пожалуй, одним из самых закрытых артистов. Он очень редко говорит о личном, оберегая жизнь своей семьи вне сцены. Кто на самом деле воспитывал артиста, устает ли от внимания поклонников и чем занимается во время пандемии, певец рассказал газете «7 дней».

Недавно зрители, не отрываясь от телеэкрана, смотрели 8-серийную картину «Обитель». Действие разворачивается в лагере особого назначения на Соловках в 1920-е годы, где чекист Федор ставит эксперимент по «перековке человека», мечтая построить новую цивилизацию. Эта премьера стала самым обсуждаемым кинособытием в разных странах. Беседуем с режиссером фильма Александром Велединским о «знаках судьбы», способности найти человеческое даже в «чудовище из чудовищ» и Соловках, которые не описаны Солженицыным.