Певец и шоумен Сергей Пенкин запросто исполняет джаз, классику и народные песни. Его голос с диапазоном в четыре октавы занесен в Книгу рекордов Гиннесса. В феврале артист отметил 60-летие грандиозным концертом в Москве, а вот фестивальный Витебск посетил спустя 8 лет с тех пор, как побывал здесь со своим «сольником». Узнали у музыканта, чем занимался во время пандемии, как готовит учеников в своей школе вокала и кого готов увезти с собой из Беларуси.
– Как отметили 60 лет в условиях пандемии?
– У меня прошел большой концерт, в зале был просто переаншлаг. Выступал с симфоническим оркестром, были дуэты с известными звездами. Пел три часа, а потом еще час – на бис. После выступления поехал отмечать праздник с друзьями и родственниками в свой загородный дом. Если честно, то я совершенно не чувствовал усталости. Было такое ощущение, что на 20-летнего парня просто надели «костюм» 60-летнего старика! Всегда стараюсь быть в тренде, куда-то вечно спешу, что-то делаю – мне просто скучно сидеть на одном месте.
Что касается пандемии, конечно, она изменила образ жизни, но я не вижу в этом никакой трагедии. Это время использовал для занятий музыкой, написания песен. Много гулял по лесу, встречал друзей в своем доме. Кстати, я все это время сдавал свою городскую квартиру в престижном районе и получал неплохие деньги. К тому же старался жить скромно, я вообще себя считаю простым и неприхотливым человеком. Обычно жалуются на жизнь те, у кого все в полном порядке, кому же действительно плохо – молчат.
Единственное, сожалею, что приходилось отменять концерты, на которых обычно ты даришь энергию зрителям, а они заряжают тебя своими эмоциями.
– Сергей Михайлович, вам, как преподавателю эстрадно-джазового вокала, не обидно за джаз, который сегодня не является мейнстримом?
– Это музыкальное направление не умирает, оно просто живет в своем диапазоне. Джаз не ушел, он будет всегда, так же как эстрадная классика или просто классика. Недавно я послушал кубинский симфонический оркестр, как они сделали «Щелкунчика» Петра Чайковского, и это было невероятно здорово. Рано или поздно человек приходит к чему-то своему. Взять, к примеру, любого мальчишку. Что он слушает? Рок. И от этого никуда не уйдешь. Когда он знакомится с девочкой, она ведет его в консерваторию, в театр, и этот мальчик начинает по-другому мыслить. Вкусы меняются, и мы однажды приходим к тому, что нам нравится.
– После ошеломительного успеха озвучки забавного снеговика Олафа у вас появились новые предложения по дубляжу?
– В моей копилке есть еще «Бременские музыканты 30 лет спустя», где я озвучивал петуха и охранника. Но Олаф для меня стал особенным персонажем. Он понравился своей добротой и теплотой. Было по душе работать над его озвучкой. Сейчас в обществе мало ценятся такие качества, как доброта, честность, отзывчивость. Ведь для полного счастья нужен близкий друг. К кому ты идешь, когда тебе плохо? За границей – бегут к психологу, а для меня это друг. Кому-то нравятся деньги, кому-то – тщеславие, каждому свое. Но для меня важно видеть улыбки, радость на лицах моих друзей и зрителей.
– Вы разработали собственную методику обучения, по которой работает в Москве ваша Школа вокала имени Пенкина. В чем особенность учебного процесса?
– Готовлю учеников в духе советской школы вокала, потому что она самая сильная. Всегда их прошу слушать не современные хиты, а именно представителей советской эстрады. Это Тамара Миансарова, Клавдия Шульженко, Леонид Утесов, Валерий Ободзинский, Муслим Магомаев и другие. Именно у них можно поучиться и четкой дикции, и такту, и чистоте нот.
Однажды пришла в школу 10-летняя девочка с мамой и бабушкой. Я ей посоветовал слушать перуанскую и американскую певицу Иму Сумак, владеющую диапазоном почти в пять октав. Так вот спустя время моя ученица спела так, что все ахнули. Многие ребята побеждают в различных конкурсах, получают дипломы в Америке, Испании, Италии. Горжусь, что они становятся сильными музыкантами.
На сцене, как и в любой другой отрасли, хочу видеть профессионалов. Работаю по своей собственной методике: использую все, что накопил за профессиональную деятельность. Подключаем уроки актерского мастерства. Редко когда мои ученики стоят просто с микрофоном в руках. Они двигаются, обыгрывают сцены – получается такое небольшое шоу. Зрителю ведь важно не только что мы поем, но и как мы это делаем. Если исполнитель работает под фонограмму, то ему можно смело уходить со сцены на стройку таскать кирпичи.
– В Пензе вы профинансировали строительство двух храмов. Как часто получается бывать на своей малой родине?
– Не так часто, как хотелось бы. Как правило, два раза в год: либо есть свободное время для поездки, либо еду в Пензу с концертом. О строительстве храмов много обычно не говорю. Один был построен в память о родителях, второй – подарил городу. Спасибо не мне, а Всевышнему за то, что была сила, возможность и средства сделать это для людей.
– Вспоминаете ли те времена, когда приехали покорять российскую столицу? Вам ведь приходилось даже дворником работать?!
– Можете мне не верить, но я считаю эти годы самыми счастливыми в моей жизни. Я был самым лучшим дворником, танцевал нижний брейк-данс, общался с золотой молодежью, вечером пел в «Варьете», а утром учился в Гнесинке. В те времена я познакомился с замечательными людьми, которые теперь уже легенды: Богдан Титомир, Жанна Агузарова, Андрей Разин. В старенькой коммуналке родилась группа «Мистер Твистер». Так что слово «дворник» для меня звучит так же престижно, как «Оскар»!
– К своему «сольнику» вы похудели на 22 килограмма всего за несколько месяцев. Куда подевали свои старые концертные костюмы?
– Пришлось кое-что ушивать. (Смеется.) На самом деле как же хорошо худеть! Все артисты, которые должны были прийти в качестве гостей, были очень стройными, а мне хотелось соответствовать. При этом я себя особо не напрягал в диете. Исключил из меню углеводы, и в день уходило по килограмму веса. Просто соль заменил на соевый соус, сахар – на мед. Исключил мучное. Ел рыбу, иногда мясо. Все это готовилось на пару. Очень доволен своей нынешней формой. Чувствую себя прекрасно и готов к новым творческим свершениям.
– Слышала, что в дни «Славянского базара» вы успели погулять по городу. Поделитесь впечатлениями?
– Наслаждался фестивальным Витебском. Было такое ощущение, будто приехал на Кубу, где проходит бразильский карнавал, – так в городе красочно и ярко. Теплые, позитивные люди, ни одного негатива не встретил. Получил непередаваемое удовольствие от прогулки. Заглянул в казино, чуть-чуть выиграл.
В одном из местных ресторанов мне понравились музыканты. Очень многогранные ребята. Я взял их телефоны, хочу им помочь. Как говорил Муслим Магомаев: «Талантам надо помогать, бездарности пробьются сами».
Сергей Пенкин занимается вокалом 57 лет из своих 60. Начинал с выступлений в церковном хоре. Несмотря на свой уникальный голос, певец до сих пор не удостоен ни одного государственного звания.
Марина ВАЛАХ