В карете прошлого
Выбор самобеглой повозки — задача не из легких
Вопрос, что же лучше — хорошо идти или плохо ехать — стоит считать риторическим. Ведь положительных и отрицательных полюсов у обеих сторон баррикады спорщиков множество и ни одна серьезно другую не перевешивает. Тем более в наше время, когда в почти 10-миллионной Беларуси ездит, передвигается, стоит или совсем ржавеет более 4 миллионов легковых автомобилей. А еще — великое множество промышленной колесной и гусеничной техники разного веса, размера и назначения. Сегодня уже нельзя представить мир без средств передвижения и, однозначно, это больше — не роскошь.
Немецкая историяНе роскошь хотя бы потому, что даже люди, которые не могут позволить себе пока личную машину, всегда могут прокатиться на такси или в автомобиле товарища. В общем, людей, которые даже никогда не сидели ни в одной движущейся железной коробке, отыскать просто невозможно. То ли дело сто или двести лет назад….
В очень далеком 1791 году русским изобретателем Иваном Кулибиным была сконструирована и изготовлена «самоходная повозка». А в 1884 году во Франции по заказу одного богатого плейбоя был изготовлен предмет роскоши передвижения на паровой тяге. Этот аппарат умел кое-как ехать, стоил баснословных денег и конструктивно не имел тормозов, зато разгонялся почти до 60 км/ч. К слову, этот самый «автомобиль» в прошлом году был продан на аукционе за 4 миллиона 620 тысяч долларов США и обрел уже пятого владельца.
Но, как и раньше, так и сейчас, Германия остается страной, задающей тон в мировом автомобилестроении.
В 1885-м немецкий изобретатель Готтлиб Вильгельм Даймлер и его земляк Карл Фридрих Михаэль Бенц изготовили и запатентовали самодвижущийся экипаж с бензиновым двигателем. И стали успешно эти «повозки» продавать. Через десять лет Бенц изготовил уже автобус, а Даймлер — такси и грузовик. Фирма Бенца также изготовила первый грузовик с дизельным мотором в 1923 году. Так и зародилась автомобильная промышленность в столь богатой на автомобильные таланты Германии.
Последний винт в стремительное развитие автомобилестроения вкрутил американец Генри Форд, создав конвейерное производство в 1913 году и обеспечив гигантский скачок численности самоходных колясок в мире. Чем и сделал автомобиль массовым явлением. Но хватит истории — о ней можно говорить тоже сотню лет…
Советская действительностьПлохо это или хорошо, но мы не в Германии. На сегодняшний день в нашей стране в промышленных объемах не производят вообще ни одной отечественной легковой машины, а тем более — достойной похвалы. Очень амбициозный проект производства автомобилей марки Iran Khodro Samand «скончался» практически в зародыше (физических лиц, купивших это авто, оказалось не очень много), так же, как и не менее громкие планы по производству автомобилей Ford.
Да и еще со времен СССР как-то не заладилась у нас практика владения автомобилями обыкновенными гражданами, как это было в Германии или США. Кто постарше, прекрасно помнит, сколько времени и трудов стоило добыть машину в те годы.
Любили те машины до умопомрачения. И холили, и лелеяли, и мовилями разными по самые зеркала обмазывали, и улучшали как могли… Не удивительно, что и до наших времен дожили реликтовые «Жигули», «Москвичи» и прочие ЗАЗы — настоящие ископаемые «монстры» современных дорог.
Сейчас позволить себе хоть какую-то машину (особенно все те же «Лады» и «Запорожцы») не так и сложно. Другой вопрос, что нужны они либо молодым людям, тем же студентам, как первая в жизни машина, либо каким-нибудь специфическим коллекционерам.
Другой вариант — на них неизменно уже которое десятилетие ездят на дачу их первые и, наверное, последние владельцы-пенсионеры. Такие дачники просто любят свои «Жигули» и «Волги» и не хотят менять на иномарки за похожую цену, ведь в них они знают в лицо каждый болтик. «Я помню все твои трещинки…»
А что же студенты? Известное дело — это самый небогатый слой населения, вынужденный еще учиться, уже работать и хотеть всего того же, что и другие, но доступнее. И вот тут перед молодым человек появляется нелегкий моральный и материальный выбор, что купить: древнюю 30-летнюю иномарку или металлические поржавевшие «шедевры» отечественного автопрома?
Правда у каждого своя…
«Классика» или «бульбавозы»?Вначале немного классифицируем пациентов, которых будем выбирать. Например, по цене. До 450 долларов купить автомобиль для более-менее нормальной езды, то есть на котором можно смело отправиться для постановки и рано или поздно пройти техосмотр, очень и очень сложно. Такую бы ласточку вообще завести! Редкие счастливчики, по знакомству или удаче купившие машинку «в огне» за эти деньги, могут ее сразу перепродать в два раза дороже.
Так что возьмем за основу машины от 500 и до 1000 долларов — в этой категории все же чаще попадаются передвигающиеся самостоятельно экземпляры.
Вот тут и начинается вся сложность. Выбирая машину такого ценового диапазона, молодой человек обязан осознать, что за окном — 2012 год. А это значит, он купит «старушку» для чего угодно, но только не для поднятия своего статуса среди сверстников. Этот агрегат будет годиться лишь для передвижения в пространстве! Но чтобы двигаться хоть на какой, но своей машине, нужен хоть какой-нибудь, но свой доход. Вешать на шею родителям «собственный» автомобиль — дело неблагодарное, если только они сами вам деньги не всовывают на ее содержание.
Тут и возникнет дилемма: купить древнюю иномарку или старые «Жигули»? Все «за» и «против» очень специфичны.
Иномарки — это иномарки. Даже старые, они комфортабельны, достаточно безопасны и технически гораздо более совершенны своих советских одногодок. И это даже при том, что в данном ценовом диапазоне они уже трижды успешно исчерпали свой лимит жизни.
Но чтобы поддерживать такого «пациента» в относительно здравом состоянии, нужны немалые финансовые переливания и без того скромных студенческих доходов из собственного кошелька в кассу продавца запчастей. И даже бесконечное вкладывание денег не позволит реанимировать некоторые ископаемые. Излюбленный когда-то нашими соотечественниками «бульбавоз» Volkswagen Passat B2 теперь уже практически исчез. А рядом с ними догнивают свой век и другие представители редких ныне видов: Audi 80, Volkswagen Jetta и Golf 1 и 2, Ford Siera и Scorpio, Opel Omega, Ascona, Kadett, Record и так далее и тому подобное. Все они производились в 80—90 годах прошлого века и до наших дней сохранились плохо. Главный же парадокс таких машин в том, что при стоимости в 500 долларов за весь «набор» цена каждой новой запчасти к ней вводит в ступор: вся машина стоит примерно как 5 новых лобовых стекол для нее же! То есть новые запчасти стоят непомерно дорого, а б/у «протезы» — такие же изношенные, как и заменяемые.
В нелегком выборе на помощь мчится, дребезжа всем, чем можно, советский автопром. Примерно тех же годов, или даже новее, за 500, 800, 1000 долларов можно купить отечественный автомобиль в сравнительно хорошем состоянии. Тут выбор марок чуть скромнее, но моделей — шире: ВАЗ от 2101 до 2109 («десятое» поколение уже стоит дороже, а вот «классика» всех модификаций и переднеприводные модели вполне доступны), «Москвич» 2140, 2141 и более древние, «Волга-24» и даже 3110, чистое недоразумение на колеса в виде «Запорожцев» всех мастей и, наконец, недоавтомобиль «Ока».
Про «кота в мешке»Я выбрал «лошадку» итальянских некогда кровей, выпускавшуюся в славном городе Тольятти. И стал владельцем доисторического ВАЗ-2105, произведенного в начале 80-х — задолго до моего рождения.
В этой машине из положительных качеств — только цены на запчасти и то, что она хоть как-то, но едет. В тех же 80-х в Германии делали прекрасные автомобили, с системами комфорта и безопасности. А «Жигули» спроектированы и изготовлены при помощи молотка и, говорят, какой-то матери. Но — о чудо! — эта самобеглая коляска все-таки движется!
Кстати, на прошлой неделе с конвейера в Ижевске сошла последняя «классическая» заднеприводная модель ВАЗ-2107. Спрос даже на новые, без пробега, автомобили, прикатившие в наш век из прошлого, упал до неприличия. И владельцы российского автопрома вынуждены были смириться с тем, что «классика» больше не прокатывает…
Кстати, при покупке любой машины — от иномарки в богатой комплектации до простенького ВАЗ — лучше быть предельно аккуратными и осторожными. И суметь не попасться на уловки мошенников и не купить «кота в мешке».
Выбирая себе «Жигули», ездил, к примеру, глянуть на одну «восьмерку», хозяева которой по телефону расписывали машину как образец технического состояния автомобиля. Приехав, обнаружил в гаражах двух типичных «гопников» и машину — на гродненских номерах, с раскуроченными дверными замками и проводами, идущими в обход замка зажигания. Естественно, никаких документов, кроме техпаспорта на чужое имя, у «реальных пацанов» не было. Зато были большие аппетиты и надежды «впарить лоху по-быстрому» угнанный автохлам. А еще — непомерная агрессия. Поэтому друзья, с которыми я приехал «на смотрины», лишними не оказались…
В общем, покупая автомобиль, старайтесь переоформлять его на себя через ГАИ, соблюдая все процедуры сверки номеров на кузове и в техпаспорте. Без переоформления покупайте только в том случае, если на 100% доверяете продавцу и не сомневаетесь в нем ни на секунду. И цена машины при этом значения не имеет. Не стоит вестись и на разговоры о том, что переоформление — это долго, дорого и муторно. В ТД «Ждановичи», например, все про все заняло у нас не более полутора часов, а уже на следующий день вожделенные номера и техпаспорт с моим именем были у меня на руках.
Выбирая машину, осматривайте ее внимательно и скрупулезно. Если сами не очень разбираетесь в технике, позовите знающего человека, который вам сможет помочь.
Покупая старый автомобиль, будьте морально готовы к испытаниям и трудностям. Подумайте еще разок, решите для себя, нужна ли вам именно сейчас «тачка» или есть смысл потерпеть, подсобрать денег и купить что-то менее проблемное и более новое.
А главное, все же решившись и приобретя себе «повозку», не обращайте внимания на тех, кто, сидя в трамвае, смеется над вашим грязно-ржавым «тазиком». Ведь при любых обстоятельствах лучше плохо ехать, чем хорошо идти!