Известный телеведущий недавно представил новую книгу «Английская тетрадь. Субъективный взгляд», в которой стремится понять жителей Туманного Альбиона. О том, чем они отличаются от славян, Владимир Познер рассказал газете «7 дней», а также порассуждал о призвании, вкусе к жизни и мечтах, которым не суждено сбыться.
Об англичанах
Для них важно личное пространство и свобода, которые может требовать даже 5-летний ребенок. Славянам же с нашим многолетним коллективизмом сложно это понять. А еще англичанин сразу же чувствует, свой человек или чужой. Не в том смысле, иностранец ты или нет, а какого ты круга, какого рода-племени, какое у тебя происхождение и образование. Одно дело, если ты окончил школу с большой буквы − Итон, Кембридж или Оксфорд, совсем другое – если простую. Англичане это мгновенно понимают по стилю речи, произношению, каким-то мелочам.
О книгах
В детстве на меня очень подействовала книга «Том Сойер». Я до сих пор помню, как хотел быть похожим на главного героя. Зачитывался я и «Маленьким принцем». К сожалению, современные детские книги для развлечения − это белиберда, как будто написана для каких-то идиотов. Самообразование ребенка начинается тогда, когда возбуждается воображение и маленький человек начинает думать. Возникает страсть к чтению, а это прежде всего – развитие. Книги в моей жизни сыграли решающую роль. Многие, к примеру, недооценивают «Три мушкетера». А для меня Дюма открыл представления об отваге, товариществе, преданности, готовности служить женщине. Поэтому я считаю это произведение великим и рад, что его продолжают читать. Книга воспитывает в глубоком, правильном смысле. В настоящее время я сформировавшийся человек, и книги на меня и мои взгляды уже не влияют. Несмотря на это я могу читать с интересом.
О вкусе к жизни
Это ощущение не воспитаешь. У меня были две тети, сестры моего отца, которых прославил Корней Чуковский. Помните, в стихах «Приключения Крокодила Крокодиловича» крокодил имел детей – Кокошу, Тотошу и Лелешу? Кокоша – это сын Чуковского Николай, а Тотоша и Лелеша – мои родственницы. Старшая, Елена, которую мы называли Лелешей, жила очень бедно, но каждый день встречала с улыбкой. А младшая, Виктория, имела в жизни все, но просыпалась с гримасой отвращения. Это характер человека, и ничего с ним не сделаешь. Я пессимистически настроен ко всему человечеству, которое не делает выводов из своих ошибок и в итоге само себя погубит. Но при этом получаю огромное удовольствие от жизни. Я многого хочу: смеяться, путешествовать, общаться с друзьями. Я все хочу!
О призвании
На 4-м курсе биолого-почвенного факультета МГУ понял, что наука не для меня, и увлекся переводами английской поэзии на русский язык. Каким-то чудным образом мои работы попали на стол к Маршаку и понравились ему. Самуил Яковлевич пригласил поработать литературным секретарем. За два года благодаря ему я увидел русскую литературу совсем другими глазами. Затем мой приятель сказал, что организовывается Агентство политических новостей и туда нужны люди со знанием языков. Так как я в совершенстве владел английским и французским, мне предложили место старшего редактора с окладом в 190 рублей − тогда как у Маршака я получал 70. Позже перешел на радио в Главную редакцию, вещающую на США и Канаду. Если бы я не попал на радио, то вряд ли преуспел бы на телевидении и прославился как ведущий телемоста Москва – Сиэтл. После него мой американский соведущий Фил Донахью предложил вместе вести в Америке программу «Познер и Донахью».
О счастье
Человек сам творец своего счастья. Но бывает элементарное невезение – например, кирпич может упасть на голову, и ты тут ни при чем. Я не знаю, в чем секрет счастья, но знаю, что если к чему-то упорно стремиться, все обязательно сбудется. Еще римляне говорили: лови момент. Я с этим полностью согласен. Вот только чаще всего мы не знаем, что это и есть тот самый важный момент в жизни. Поэтому нельзя пропускать ни одного предоставленного шанса. Нужно попробовать, а потом решить, на правильном вы пути или нет. Я не верю в журналистское образование. Как не верю, что можно научиться быть писателем, художником. Да, хорошие педагоги могут показать, как класть тени, научить азам рисования, но не более. В журналистике тоже есть техника, которой можно научиться, но научить быть журналистом нельзя. Для этого должно быть что-то
внутри.
О несбыточных мечтах
Если бы представилась возможность взять интервью у исторических личностей, первым был бы мой любимый поэт Александр Пушкин. Вторым − Леонардо да Винчи. Когда мы с супругой впервые поехали в Париж, сразу же пошли в Лувр посмотреть «Джоконду». Про себя тогда думал: «Я видел ее в репродукциях тысячу раз. Да и вообще, если не знать, что написал эту картину Леонардо да Винчи, никто и смотреть не будет». Пришли мы, а перед картиной просто первомайская демонстрация. Толпы японцев, все в наушниках с аудиогидами. Мы долго ждали, когда они отойдут. А когда подошли ближе, я заплакал, потому что был потрясен и счастлив. Это в самом деле невыразимая картина. Как можно было создать такое? Для меня это тайна. Потом я был во Флоренции в галерее Уффици, где что ни картина – то шедевр. И вдруг взгляд попадает в проем, где висит неоконченная картина Леонардо. И все меркнет перед ней − притягивает как магнитом.
Владимир Познер родился 1 апреля 1934 года в Париже. Окончил биолого-почвенный факультет МГУ. Последние 35 лет работает на телевидении. Автор и ведущий программ «Квадратура круга», «Познер и Донахью», «Мы», «Человек в маске», «Времена», а также цикла познавательных документальных фильмов совместно с Иваном Ургантом.
Лауреат двух телепремий «ЭММИ», трех премий ТЭФИ». Автор многочисленных книг.