В жировках, которые придут белорусам за июнь, появится новая строка – «управление общим имуществом совместного домовладения». Узнали, что это значит и сколько придется платить.
Управлять общим имуществом совместного домовладения можно несколькими способами. Жилищный кодекс дает белорусам альтернативу: если в доме не более 10 квартир, то их хозяева могут заключить между собой соответствующий договор и сами решать общие бытовые вопросы. Если больше – организовать ЖСПК либо товарищество собственников. Есть и третий вариант, когда этим процессом занимается уполномоченное лицо, назначаемое местными органами власти, – организации коммунального хозяйства.
– Последним способом пользуются в большинстве многоквартирных домов, – уточняет начальник управления жилищного хозяйства Министерства ЖКХ Андрей Ромашко.
Раньше в квитанциях формулировки «услуга по управлению общим имуществом совместного домовладения»
не было.
– Эта плата была включена в другие четыре тарифа. Речь идет о санитарном содержании вспомогательных помещений, техническом обслуживании дома, лифта и вывозе твердых коммунальных отходов. Понятия «управление» не было, хотя по факту эта деятельность существовала всегда. Контроль качества выполнения ЖКУ, рассмотрение претензий, проведение собраний, в том числе перед капремонтом, как раз является тем самым управлением. И чтобы житель дома понимал, за что он платит, было решено вычленить отдельную услугу, – отмечает представитель министерства.
Для товариществ собственников и ЖСПК все остается по-старому. В домах, которые остаются в ведении ЖКХ, несколько поменяется оформление взаимодействия между жильцами и уполномоченным лицом. Согласно договору, который начнет действовать с 1 июня, последнее должно обеспечить оказание основных и дополнительных ЖКУ. При этом отпадет необходимость заключать несколько договоров. Достаточно одного – с уполномоченным лицом. Исключение составят услуги, которые люди оплачивают, снимая показания с поквартирных приборов учета: водоснабжение, электричество и т.д.
Уполномоченное лицо наделено правом проводить конкурсы по выбору исполнителей ЖКУ (это порядок действует и сейчас), контролировать качество их оказания, решать спорные вопросы.
– Например, организация утепления дома, ремонта подъезда и, как следствие, составление проекта работ, поиск исполнителя и прочие нюансы лягут на плечи уполномоченного лица, которое будет исходить не из минимальных возможностей, а учитывать коллективное мнение проживающих, – резюмировал Андрей Ромашко.
Плату за услугу будут насчитывать исходя из общей площади жилья (а также нежилых помещений), принадлежащего собственнику. Тариф – 0,0165 рубля за квадратный метр. В результате пересчетов конечная сумма окажется несколько меньше нынешней. По существующим тарифам за техобслуживание, вывоз ТКО, обслуживание лифта, санитарное содержание вспомогательных помещений в стандартной двухкомнатной столичной квартире площадью 48 «квадратов» мы бы заплатили 22,74 рубля. По новым правилам (уже включая новую услугу) плата снизится примерно на 23 копейки. Впрочем, стоит учитывать: в зависимости от региона цена на ЖКУ может разниться.
К общему имуществу совместного домовладения относятся подъезды, лифты, подвалы, а также домовые приборы учета, конструктивные элементы и другое инженерное оборудование, находящееся за пределами квартиры.
Договор с жильцами на оказание новой услуги будет считаться фактически заключенным, по принципу публичной оферты. Это значит, что составлять бумажную версию необязательно. Однако если такое желание есть, то образцы можно найти на сайтах местного ЖКХ или исполкома, в местном расчетно-справочном центре. Важно понимать: отказаться от новой услуги не получится.