Ольга БУДИНА:«Вернусь в кинематограф только в том случае, если…»
Ольга БУДИНА:«Вернусь в кинематограф только в том случае, если…»
Последние несколько лет Ольга Будина все реже появляется на экранах и почти не бывает на светских киновечеринках. Она решила больше не сниматься в сериалах и не выходить на театральную сцену. И на то у нее серьезные причины.
– Все начинается с детства. Ольга Александровна, вспомните самые счастливые моменты из того времени.
– Я жила с чувством повышенной ответственности. Мой брат младше на 5 лет, поэтому в детстве он мне был как сын. Представляла, что у меня ребенок и за ним нужно ухаживать. Игрушки меня мало интересовали.
В доме были разные питомцы: кошка, уж, черепаха. Прочитав, что черепаха живет 300 лет, назвала ее в свою честь – Оля. Рассудила: меня не станет, а Оля будет жить. Уже позже узнала, что черепаха в домашних условиях выдерживает лет 10, и очень расстроилась. Еще одно раннее разочарование – когда меня обманули при покупке карликового кролика. Он вырос огромный, грыз обои, мебель. Пришлось отдать в зооуголок.
– Еще вам нравилась музыка…
– Не то слово! Говорили, что у меня абсолютный слух. В 4-м классе желание учиться в музыкальной школе было настолько огромным, что я от имени мамы написала заявление директору.
В детстве моим кумиром был Владимир Высоцкий. Я выучила его биографию, убегала из дома, ездила в Москву на Ваганьковское кладбище, чтобы постоять у его могилы. Потом отправлялась на Арбат в единственный тогда в столице магазин «Мелодия», чтобы отстоять огромную очередь и купить пластинку с его песнями.
– Были другие увлечения?
– Хотела вначале изучить 15 языков союзных республик, а после – капиталистических: немецкий, французский и английский, чтобы понимать врага. Собиралась поступать на философский факультет.
– А стали актрисой. Неужели никогда не думали о сцене?
– В детском саду и в школе любила участвовать в представлениях. Часто играла по две роли, заменяя кого-то из одноклассников. Например, Снегурочку и Ворону, а это совершенно разные персонажи, и мне приходилось наспех переодеваться за елкой. Но всегда все получалось. Я была такая безотказная, что по несколько утренников подряд играла, а в это время мои одноклассники уже развлекались на новогодней дискотеке.
Лауреат Государственной премии России Ольга Будина окончила Высшее театральное училище имени Бориса Щукина. На счету актрисы 36 ролей в кино. Наиболее успешные – «Идиот», «Московская сага», «Дневник его жены», «Жена Сталина», «Земский доктор». Она автор книги «Дневник Ольги Будиной. Говорящая беременность».
В старших классах собрала ребят, и мы создали самодеятельный театр. Самым успешным из наших выступлений был мюзикл «Принцесса на горошине», для которого я сама написала сценарий и сшила костюмы.
Что касается выбора профессии, то долго искала себя. Хотела поступать то в историко-архивный, то в Гнесинку на народный хор. Для меня фольклорное пение было чем-то космическим. А однажды зашла во дворик Щукинского театрального училища, где меня взбесили абитуриенты – они вели себя нагло: разговаривали громко, курили, плевались, не замечали никого. Это было за гранью добра и зла, поэтому решила: надо хотя бы одно место у них отобрать.
Несмотря на то что я не готовилась к поступлению в Щукинское, после прослушивания меня отправили на второй тур, потом на конкурс. В результате я встала перед выбором: где учиться – в Гнесинке или «Щуке»? Выбрала театральное. Подумала тогда: почему я должна уступать свое место тем наглецам?
– Как вы, еще студентка, попали на одну из главных ролей в фильм «Романовы. Венценосная семья»?
– Предложение роли великой княжны Анастасии Николаевны я получила на втором курсе. Глеб Анатольевич Панфилов, прежде чем снимать каждую сцену, с нами репетировал год. Ему было важно, чтобы мы не играли свои роли, а жили ими. Работа в этом проекте для меня стала большим нервным потрясением. Так получилось, что окончание съемок и 4-го курса совпало. Съемочная группа должна была уезжать в Прагу, а у меня в «Щуке» три главные роли в дипломных спектаклях. Мой однокурсник Дима Кошмин помог тогда, заявив: мы должны поздравить Олю с ролью у Панфилова и отпустить на съемки. К моему счастью, его все поддержали.
– Но популярность вам принес фильм не Панфилова, а Александра Митты «Граница. Таежный роман». Чем запомнились съемки?
– Тем, что снималась я больной. А из-за плотного рабочего графика у меня не было времени на лечение. Но я не могла подвести Александра Наумовича Митту, который мне доверял.
– Можете открыть свои «правила жизни»?
– Главное – не врать себе. Если в поступке есть меркантильная сторона, ты сделаешь себе только хуже. Я достаточно продуманно подхожу к каждому своему поступку. Никогда не предам людей, которым верю. Никогда не делаю того, что не нравится мне.
– Поклонников огорчило известие, что вы приняли решение больше не сниматься в кино. С чем оно связано?
– Мне это стало не интересно. Я вернусь в кинематограф только в том случае, если будет ради чего. К сожалению, те сценарии, которые предлагают сейчас, совершенно не привлекают.
Я переосмыслила ценности, перестала играть на публику и в результате закрыла большую часть расходов. После переосмысления моя жизнь стала более ценной и здоровой. Сейчас с удовольствием занимаюсь другим делом.
– Каким?
– Всероссийским фестивалем семейных любительских театров. Пока меня не пригласили председателем жюри этого фестиваля, я о нем ничего не знала. И рада, что согласилась, потому что после третьего спектакля стала звонить на телевизионные каналы, чтобы они приехали и сняли уникальные постановки. Все сюжеты жизненные, родители выбрали их вместе с детьми, чтобы вернуть понятие нравственности, стыда за неправильные поступки. Причем декорации, реквизит, костюмы также делают сами все вместе. А еще пишут сценарии. И лучшего воспитания для детей невозможно представить. Отрадно, что в спектаклях участвуют несколько поколений, это имеет большое воспитательное значение.
Совет для молодых родителей
Изначально к ребенку нужно относиться с большим уважением. Понимать, что он сам принимает решения и несет ответственность за свои поступки. Самое главное – умение общаться. Обязательно обсуждать с ним его планы, дела, поступки. Для этого выбирать интересную для него форму беседы. А еще нужно разговаривать на его языке.