Сегодня, как правило, родители сопровождают своих детей до дверей школы. Однако не факт, что каждый день и час ваше драгоценное чадо будет находиться вблизи дороги под пристальным оком взрослого. В конце концов, жизнь не ограничивается только походами в школу. На улицу, после уроков, многие мамы отправляют детишек одних… Поэтому они должны вызубрить ПДД, как таблицу умножения. Замечают ли наши малыши опасности на дороге? Знают ли элементарные правила дорожного движения? Проверим во время эксперимента.
Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать ответ на эти вопросы. Мы решили проследить, как шестилетний Ян доберется до пункта назначения. Естественно, в школу он всегда отправляется вместе с мамой. Однако в этот день для нас она сделала исключение, правда, с условием, что ребенок на всем пути будет под наблюдением двух зорких охранников: журналиста газеты «7 дней» и ведущего специалиста ОГАИ Фрунзенского РУВД г. Минска Алёны Киселевой.
На часах 7:30. Нарядный Ян Марейко выходит из подъезда и отправляется знакомой дорогой в школу. Расстояние от дома на улице Лынькова до столичной гимназии № 31 немалое – больше километра. Светофоров, перекрестков на пути нет, но расслабляться нельзя: по маршруту несколько выездных узких дорог из многоэтажек, которые тоже таят немало опасностей.
Ян сразу же взял высокую скорость. Он мальчик спортивный, занимается хоккеем, а потому идти размеренным шагом явно не привык. За ним приходится буквально бежать.
Вот и первое серьезное препятствие – дорога со двора одного из домов. Наш подопечный – большая умница. Сразу же притормозил, посмотрел налево, затем направо… Пропустил одну, вторую машину… Перешел… Ловлю себя на мысли, что ребенок при росте метр двадцать из-за припаркованных вдоль тротуара автомобилей выезжающему со двора водителю вообще не виден. А потому ловите лайфхак: чтобы не попасть в нешуточный переплет, в таких местах машине лучше «ползти», понимая, что даже на скорости 10 километров в час железный конь не остановится как вкопанный. Тормозной путь по-любому составит не меньше метра. Да и время реагирования – фактор, который водитель не может существенно изменить. Ученые установили, что с момента, когда он замечает опасность, и до нажатия на педаль тормоза проходит в среднем одна секунда.
…Ага, вот Ян снова остановился и пристально вглядывается куда-то вдаль. Как потом он сам пояснил, из-под припаркованного автомобиля выполз симпатичный котенок. Ну как не задержаться при виде такого пушистика?! Чуть позже увеличила фото, которое сделала в этом месте: точно есть котяра! Сидит себе под голубой «Шкодой» и в ус не дует.
Выходит, любознательный ребенок видит незаметные для взрослых детали окружающей среды. Хорошо, что эта неожиданная встреча с прекрасным не помешала ему безопасно пересечь дорогу.
Впереди – стройка! Доски, ямы, канавки, люки… Наш сознательный пешеход идет ровно, не интересуясь унылым антуражем. Правда, на пару секунд остановился, задумался о чем-то своем и дальше побежал. Перед входом в деревянный тоннель, возведенный на время ремонта, галантно уступает дорогу встречным пешеходам, а только потом заходит туда сам. Отмечаем, что мальчик хорошо воспитан и вежлив.
На подходе к школе – дорожные пробки. Родители подвозят своих чад прямо ко входу в здание. Некоторые паркуются как попало, невзирая на запрещающие знаки. Неудивительно, что здесь часто дежурят работники ГАИ. Но, как говорят местные, штрафуют не всегда, по крайней мере на первый раз стараются ограничиваться предупреждением.
И вот он, цветущий ухоженный двор гимназии! Выдыхаем, осознавая, что миссия закончена, подходим к герою нашего репортажа и рассекречиваем себя.
…Алёна Киселева считает, что ученик сдал экзамен на отлично. Да, мальчишка шел слишком быстро, но не суетился и не совершал каких-либо необдуманных действий. На память о сегодняшнем необычном «походе» его маме, Елене Марейко, ведущий специалист Фрунзенского ГАИ подарила для сына раскраски и азбуку юного пешехода.
«Ян – гиперподвижный ребенок. Он уже два года занимается хоккеем. Мечтает стать как великий Овечкин, – рассказывает Елена Марейко, благодаря которой состоялся наш эксперимент. – Он умеет читать. Особенно интересна ему математика, любит сложение и вычитание. При всяком удобном случае всем об этом рассказывает. Объясняю Яну постоянно, как нужно вести себя на дороге, акцентирую внимание, что нужно быть сосредоточенным, смотреть по сторонам и даже на светофоре проявлять бдительность. Когда садится в машину, он сразу же сам пристегивается и следит, чтобы так же поступали другие.
Несмотря на то, что ему шесть лет, он у нас очень ответственный товарищ».
Начальник ОГАИ МОБ Фрунзенского РУВД г. Минска Андрей Шуканов:
– Психологи говорят, что высшая нервная деятельность ребенка имеет свои особенности. С окружающим миром он взаимодействует с помощью врожденных и приобретенных рефлексов. Последние возникают быстро, но закрепляются медленно. Поэтому родители должны помнить, что формирование привычек, правил поведения, в том числе и на дороге, возможно у детей лишь при постоянном напоминании о них и закреплении на практике. В раннем возрасте процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Положительные условные рефлексы вырабатываются быстрее, чем тормозные. И малышам трудно сохранять длительное время так называемое тормозное состояние: скажем, минуту-другую стоять на переходе в ожидании зеленого света. Кроме того, они способны мгновенно переключать свое внимание: мальчишка идет вроде спокойно, а вдали увидел одноклассника и рванул вперед, забыв о том, что на дороге опасность подстерегает на каждом шагу. Поэтому при обучении юных пешеходов правилам дорожного движения необходимо учитывать и возрастные, и индивидуальные особенности высшей нервной деятельности ребенка.
Ведущий специалист отдела ГАИ Фрунзенского РУВД г. Минска Алёна Киселева:
– Родители должны ежедневно напоминать детям, чего конкретно им следует опасаться на дороге. Несколько лет назад в Минске произошла страшная трагедия по улице Аладовых. Второклассник без сопровождения взрослых отправился в школу, расположенную в трех километрах от дома. В утренний час пик между двумя переходами он угодил под колеса иномарки, за рулем которой была женщина. Итог печальный – серьезная травма стопы. Стали разбирать эту страшную ситуацию. Мальчик выбежал в непосредственной близости от автомобиля вне установленного места. Нерегулируемый переход с искусственной неровностью находится в 70 метрах от места происшествия, а регулируемый – в 50. Слава Богу, ребенок остался жив. Но стресс, который он получил, будет сопровождать его всю жизнь. Медики утверждают, что даже легкая черепно-мозговая травма бесследно не проходит. Поэтому надо беречь детей, сопровождать их по маршруту «дом – школа – дом». Если у вас нет такой возможности, попросите, чтобы соседский старшеклассник, старшая сестра или брат следовали вместе с ним на всем пути. Или знакомый взрослый, который ведет своего ребенка в школу, взял шефство. Дети очень шустрые, резвые, и большая часть наездов на придворовых территориях случается, когда они внезапно выбегают из-за припаркованного транспорта. Говорите им каждый раз перед выходом на улицу: дорога – зона повышенного риска, вышел из подъезда – смотри внимательно по сторонам.
Елена НИКОЛАЕВА