Пятнадцать лет назад Владимира Лиса из Бобруйска приковала к постели травма позвоночника, полученная на службе в армии. С тех пор ему подчиняются только мышцы лица и шеи. Однако это не мешает писать музыку в стиле транс. Сегодня Владимир рассказывает «7 дням», как ему это удается.
Музыкой я увлекаюсь давно: с 13 лет очень хотел быть диджеем. Эта мечта появилась, когда я увидел по телевизору фильм (до сих пор не знаю, как он называется!). В нем один из героев переоделся в робота, вышел на сцену, стал за пульт и начал играть музыку, под которую все танцевали. Я у отца спросил: «Что это он делает?» И папа рассказал мне про диджейский пульт, показал все фишки, которые можно делать на аудиоцентре. Я так загорелся музыкой, что начал проводить дискотеки – сначала в нашем доме, потом в школе. Однажды даже позвали играть на дискотеке около Дворца искусств – там по выходным собирался весь город. На сцене выступал диджей PapaDanse – кумир моего детства.
В начале 2000-х у нас в Беларуси еще практически не было диджейских «вертушек» – электрофонов, которые показывали по телевизору. Диджеям на дискотеках приходилось сводить треки. И это было очень интересно, потому что счет шел на секунды. Знаете, как они работали? Один доставал из магнитофона кассету, вставлял следующую, другой – запускал... Очень быстро надо было действовать.
Как-то раз мы на дискотеке решили выделиться и сымитировать «вертушку». Я взял у друга патефон и делал вид, что играю на нем. А эффект светомузыки нам помог создать старый фотоаппарат со вспышкой. Мы периодически «моргали» им в толпу. Всем понравилось.
Моя первая попытка сочинить музыку была, когда лучший друг в самом конце 90-х купил у кого-то для себя компьютер. Их тогда мало кто мог себе позволить – очень дорого стоили! Я пришел к другу в гости, чтобы вместе разобраться с этой техникой. Просмотрели все программы и нашли среди них одну для написания музыки. Видимо, она в наследство от бывшего хозяина компьютера досталась. Я предложил попробовать «сделать музыку». Но поскольку писали мы ее компанией из четырех человек и каждый привносил в трек что-то свое, получилась жуткая каша. Послушали созданное нами, посмеялись и решили: музыканты из нас не получатся.
Всерьез занялся написанием музыки в 2015 году. Многие треки посвящаю конкретным людям, дарю друзьям на дни рождения. Всем композициям отдаюсь полностью, поэтому по качеству музыка, написанная для моей мамы и посвященная, например, мировому диджею, не будут отличаться.
Я постоянно учусь. Сутками! Нахожу нужные уроки на каналах «Ютьюба», на различных сайтах, могу обратиться за советом к своему другу диджею Arston. И это важно! Если бы не продолжал учиться, то остался бы на первоначальном уровне. У меня есть цель: хочу сделать такой трек, чтобы его сыграл нидерландский диджей Армин ван Бюрен – мировая известность! Или для начала – хотя бы мой друг Arston.
Недавно он сказал, что один из последних моих треков с удовольствием сыграл бы – настолько мои композиции стали качественными. Но, увы, эта музыка не в его стиле... «Когда мы только начали работать, музыка у тебя была никакая, – признался как-то мне Arston. – Я тебя поддерживал только потому, что ты очень старался. Но за полтора года ты реально взлетел! Я слушаю треки своих друзей, которые записывают их в дорогих студиях, сравниваю их с твоей музыкой и не понимаю: как ты на своем барахлящем компьютере, в самых дешевых наушниках создаешь композиции, которые можно отправлять на лейбл?!»
А недавно на мое письмо ответил продюсер из США: он готов заплатить, если создам трек в жанре поп-музыки. Я, правда, никогда в этом стиле не писал композиции, но, думаю, в этом нет ничего сложного. Если продюсер пришлет мне референсный трек, чтобы я понял, какая музыка ему нужна, сделаю все, что смогу. Надеюсь, будем сотрудничать. Хватит только для друзей писать музыку!
Мне кажется, что музыка в жанре транс меня притягивала еще до того, как у нас начали продавать кассеты с такими треками. Я покупал записи с танцевальной музыкой и чувствовал: это не то. И лишь в начале 2000-х, когда услышал первый транс-трек, понял: вот то, что трогает мою душу.
А вот рэп, который сейчас очень популярен, перестал слушать лет в 15. Просто надоело. К тому же очень сложно найти рэп с хорошим текстом, особенно русскоязычный. Американцы пишут качественнее.
По-моему, транс – это единственная музыка, которая собирает толпы поклонников по 100 тысяч человек. И я очень хочу сам сыграть на такой площадке! Считаю, что транс-музыка породила самые прекрасные мелодии на планете, ведь возможности этого жанра безграничны. Композитор, помимо мелодии, придумывает уникальный звук, накручивает его в синтезаторе – и он становится известным благодаря своей неповторимости.
Рок, например, остался таким же, как 50 лет назад, – гитара и барабаны. А транс постоянно развивается. Хотя в последнее время музыка в этом жанре спустилась на нижние строчки топов. Мой друг, ди-джей, играющий хаус, объясняет это так: «Транс слушают только такие динозавры, как ты. Их уже осталось мало». Но я с ним не согласен. Транс – это музыка, которая заставляет плакать. От количества эмоций, которые она рождает, люди входят в особое состояние в клубах. Потому, наверное, для меня это лучшая музыка.
Недавно познакомился с гимнасткой Екатериной Галкиной. Она была у меня в гостях, слушала мою музыку, и ей понравилсь.
Катя для меня – особенный человек. Она трогает меня своим творчеством, старанием, желанием чего-то добиваться. Благодаря ей я многое переосмыслил в жизни и в музыке. Не раз были моменты, когда отказывался писать, потому что ничего не выходило, а потом смотрел на Катю и понимал: она трудится больше, чем я. Может, ей хотелось уже сто раз бросить спорт? Ведь у всех бывают моменты усталости. Но Катя брала себя в руки и работала! И я должен делать то же самое. Когда совсем ничего не получается – беру паузу. Смотрю кино. Бывает, слышу саундтрек к фильму и думаю: «О, я тоже так хочу!» Тут же начинаю писать трек. И все нормально. Хандра проходит.
Поэтому Катя для меня не только муза, но и символ работы над собой. Года полтора назад посвятил ей трек You are my joy («Ты моя радость». – Прим. авт.), но музыка, на мой взгляд, вышла слабой. В будущем обязательно посвящу Кате новый трек, который покажет все, чему я научился.
Виталия КРИЧЕВСКАЯ
Снежные сугробы еще не успели укрыть сады, а заядлые огородники уже соскучились по вкусу свежих ароматных трав на утреннем бутерброде. Что делать?