В эти выходные на Шкловщине на празднике «Александрия собирает друзей» в одиннадцатый раз отметят Купалье. Одна из главных особенностей нынешнего фестиваля – конкурс народного костюма. Каждый регион покажет свое убранство, расскажет о его истоках и традициях. Газета «7 дней» узнала, что особенного в тех нарядах.
Могилевчанки Светлана Тимошенко и ее дочь Александра Борисенко уже много лет занимаются дизайном одежды. Светлана руководит студией декоративно-прикладного творчества «Чараўнiцы» при Могилевском городском центре культуры и досуга и признается, что ей очень повезло с профессией – не всем удается совместить хобби и работу. «Каждый день посвящаю тому, что люблю. Это ли не счастье?» – улыбается она.
В их семье все женщины занимались рукоделием – шили, вязали, вышивали. Дочка Саша с раннего детства часами наблюдала за маминой работой и сама потихоньку перенимала у нее мастерство – сначала шила платья куклам, позже – себе. Сейчас 26-летняя Александра работает мастером производственного обучения в Могилевском государственном экономическом профессионально-техническом колледже. А свободное время посвящает дизайну одежды.
Три года назад Светлана и Александра попробовали шить костюмы в этностиле. Льняные сарафаны, платья, блузки, мужские брюки и рубашки получились интересными и вполне современными, несмотря на так называемые бабушкины квадраты и белорусские орнаменты, которыми были украшены.
Первые работы могилевских мастериц высоко оценили на конкурсе дизайнерской одежды «Смоленская матрешка» в 2017 году. Потом были соревнования в Москве, в городе Плес на Волге, куда приезжал сам Вячеслав Зайцев, в Украине, в Минске. В этом году, если все сложится удачно, планируют поездку в Петербург.
«Всю одежду шьем из белорусского хлопка и льна. Ткани покупаем в основном в Орше и Гродно. Иногда знакомые что-то передают, – рассказывает Светлана Тимошенко. -– Люблю лен за его натуральность, экологичность. Мы и сами носим льняные сарафаны, платья собственного производства. Одежда из этого материала очень удобная: спасает и в жару, и в холод».
Специально для конкурса национальных костюмов в Александрии женщины подготовили сюрприз – коллекцию свадебных нарядов для мужчин и женщин. Некоторые ошибочно полагают, что льняная одежда всегда выглядит грубо и просто. Однако эти наряды свидетельствуют об обратном – они вполне современные и праздничные. В коллекции – и пышные платья на кольцах и, например, замечательное белое платье-трансформер, вязанное маленькими квадратами. Если снять верхнюю ажурную накидку, его вполне можно носить и вечером, и даже на работу.
Каждый образ продумывается до мелочей: какие будут сумочка, головной убор, пояс – эти аксессуары дополнят общую картинку.
«Идея очередного наряда может родиться где угодно – на прогулке, в поездке. Вдохновляет природа, картины или фотографии. Иногда могу увидеть в магазине красивую ткань необычной расцветки, и тут же представляю, что из нее может получиться. Или увидела шикарные нитки – представляю, какой будет квадрат. Каждая работа идет от души», – рассказывает мастер.
Однако сшить костюм – еще полдела, уверяет Светлана. По-настоящему оценить его можно только тогда, когда увидишь на модели. На живом человеке и одежда будто оживает. Сразу видно, чего не хватает, что можно было бы сделать по-другому.
«Самое приятное в нашей работе – получать добрые отзывы», – улыбается Светлана.
Мастерицы из Лиозненского районного дома ремесел на празднике в Александрии представят национальные костюмы, которые носили жители Витебщины в конце XIX – начале XX веков.
«Наш регион приграничный с Россией. Поэтому и язык, и культура всегда были близки к русским. Схожей была и одежда, которую носили наши прабабушки и прадедушки, – рассказывает руководитель Лиозненского районного дома ремесел Инесса Самусенко. – После Великой Отечественной войны информации по традиционному народному костюму сохранилось крайне мало. Наши мастера собирали ее по крупицам. Ездили в экспедиции в соседние российские районы, искали сведения по музеям, общались с местными жителями».
Много костюмов, характерных для приграничных районов России и Беларуси, обнаружили в Руднянском историческом музее. Плодотворной оказалась экскурсия в музей «Смоленский лен».
«Эти поездки помогли нам собрать воедино все, что мы знали до этого. И мы приступили к работе над коллекцией национальных костюмов нашего региона, – рассказывает Инесса Самусенко. – Над одним изделием обычно трудится целая команда мастеров. Каждый занимается своим делом: один человек – вышивкой, другой – кроем, третий – штамповкой, четвертый – ткачеством. Разработка идеи костюма за мастером Галиной Гавриленко».
Сегодня в Лиозненском доме ремесел можно увидеть летние женские, девичьи платья и мужские костюмы. Есть и из шерсти – зимние мужские и женские костюмы, валяные вручную шапки-магерки, варежки. Не так давно мастерицы освоили изготовление «понёвы» – тканой юбки из нескольких кусков полотен.
– Отличительной особенностью нарядов жителей Витебщины в XX веке была ручная штамповка узоров на ткани, или «набойка», – рассказывает Инесса Самусенко. – На белых блузках традиционно штампуем красные узоры, на юбках темно-синих, голубых тонов печать узора светлая. Выглядят эти изделия как ткань фабричного производства. На самом деле раньше художники ходили по домам и выполняли эти рисунки вручную.
Мастера Лиозненского дома ремесел обучают технике набойки школьников, которые с интересом украшают узорами платки и банданы для себя.
На празднике «Александрия собирает друзей» мастера из Лиозно покажут не только костюмы, но и головные уборы, валяные шарфы, шапки, пояса. Кроме того, привезут изделия из лозы и картины.
Нина ВЛАДИМИРОВА.
Фото из архивов героев.