Новогодние традиции — главная тема этих дней. Как бы интереснее встретить праздник? Отправиться в путешествие? Придумать с друзьями тематическую вечеринку? Или, может, пойти в баню? А вот для участников витебского клуба исторической реконструкции и моделирования «Нагльфар» этот вопрос не актуален. У них своя традиция, восстановленная из обрядов древних викингов, которые давным-давно бывали на берегах Двины, даже служили в княжеской дружине в качестве наемников и оставили свой след в культуре Витебщины.
Ребята, которые увлекаются воссозданием костюмов, ремесел, воинского искусства и быта скандинавских и славянских народов раннего Средневековья, каждый год встречают важнейший праздник скандинавской культуры, равнозначный современному Новому году, — Йоль. Собирают круг друзей, составляют меню и готовят подарки, чтобы почтить традиции и обряды предков, встретить начало нового цикла жизни за праздничным столом и в веселых играх. Мне посчастливилось стать участником этих событий. О них я и хочу рассказать читателям.
Йоль для викингов был самым значительным, священным и исполненным силы. В течение тринадцати ночей Йоля, начиная с главной, самой долгой (21–22 декабря), все миры соединяются в Мидгарде (в германо-скандинавской мифологии — мир, населенный людьми). Боги, богини и духи предков свободно путешествуют, тролли и альвы приходят в дома людей, и те, кто близок к иному миру, могут оставить свое человеческое естество, чтобы стать всадниками Дикой Охоты, оборотнями или воплощением различных существ, которые бродят по земле во время Йоля. Но Йоль — это и время величайшего празднования и радости, когда весь род, живые и ушедшие, собираются с уверенностью, что как солнце встает из глубочайшей тьмы, так когда-то подобное возрождение ждет и нас.
Витебские реконструкторы, будучи людьми занятыми (кого только не объединил «Нагльфар» под своими знаменами: медработников, дизайнеров, бухгалтеров, секретарей, менеджеров, студентов), отмечают Йоль в ближайшие предновогодние выходные, если нет возможности собраться всем в самую долгую зимнюю ночь. Для большей аутентичности они выбирают для празднования одну из агроэкоусадеб региона и на время торжеств превращают ее в чертоги викингов. Украшают комнаты шкурами диких зверей, свечами и еловыми ветками и сами облачаются в изготовленные собственноручно по средневековым технологиям костюмы. Девушки готовят праздничный ужин: рыбные и мясные блюда, блины и пироги, тушеные овощи, кашу из злаков. Никакого оливье и мандаринов на йольской трапезе вы не увидите. Когда столы уже ломятся от традиционных яств и напитков, а в церемониальном зале законное место в центре йольского венка занимает пирог, испеченный в виде вепря (символ жертвы богам), викинги обходят дом снаружи, освещая путь огнями факелов.
Вскоре следуют и главные обряды. Каждый отдает какой-то предмет, символизирующий его ремесло, в знак того, что на дни Йоля он не будет заниматься никакой работой. Затем хозяйка двора и старшая в роду легкими ударами березовой ветки по разным частям тела каждого присутствующего производит обряд очищения.
Йольские дары — красные яблоки и фигурное печенье — становятся украшением ели на улице. Это жертва духам и возможность загадать желание, которое они помогут исполнить. Да и праздничное дерево смотрится особенно нарядным с такими «игрушками». Считается, что именно от скандинавских народов распространилась традиция украшать новогоднюю ель.
Лишь после этого начинается пир во славу живых и тех, кто пришел в эти дни из других миров. Те, кто хочет, дарят друг другу подарки. Всю ночь длится застолье с общением, средневековыми играми и танцами. А кульминацией становится обряд разрезания «вепря». Каждый по очереди подходит и произносит клятву «на шкуре вепря» о том, что он обещает сделать в новом году. После чего ярл (вождь) отрезает голову хлебной жертве, и все участники праздника съедают по кусочку булки. Хотя поутру им приходится разоблачаться из средневековых одеяний и возвращаться в современность, все реконструкторы помнят о пограничном времени и его определяющем значении для будущего. Каждый поступок взвешенный, за каждое слово в ответе, каждое веселье искренно. Так и нужно вступать в новый год!
Екатерина КНЯЗЕВА