Затянувшаяся пандемия влияет буквально на все сферы нашей жизни. Даже на самоизоляции и работая на удаленке, мы ходим по магазинам, виртуальным. Как изменился покупательский онлайн-спрос по сравнению с прошлым годом? Что приобретали в интернете за последние месяцы?
– Спрос на все онлайн-покупки растет по многим категориям товаров, – отметил наш эксперт Максим Маринич – руководитель крупного маркетплейса. – В феврале–апреле этого года по сравнению с аналогичным периодом 2019-го количество заказов выросло на 58%. Возрос и средний чек: со 110,8 до 132,3 рубля (+19,4%). Условно говоря, виртуальный шопинг практически заменил традиционный.
Топ продаж возглавили, конечно, медицинские маски. Средний чек на один заказ, в котором, как правило, их несколько, за год вырос в 6 раз: с 16 до 97 руб. Средняя цена одной – около 8,7 рубля. То есть часто покупатель отдает предпочтение более модной, нежели дешевой. Маска становится важным аксессуаром гардероба и заметным акцентом внешнего имиджа наших соотечественников.
Белорусы заказывают и другие средства личной гигиены. Более чем в 80 раз вырос спрос на антисептические средства, а продажи медицинских перчаток – почти в 40 раз.
С приходом тепла белорусы рванули на «фазенды» – любимое место проживания и сезонного времяпрепровождения. На их обустройство и обеспечение будущих урожаев люди денег не жалели.
– Средняя сумма чека на «дачные проекты», реализованные через интернет-магазины, – 158 руб. Один из самых популярных товаров, конечно, теплицы и комплектующие, горшки для растений. За первые три месяца 2020 года спрос на них вырос более чем на треть по сравнению с аналогичным периодом 2019-го. По-прежнему улетают, как горячие пирожки, семена и клубни цветов и растений, увлажнители и очистители воздуха.
– Вы заметили, что этим летом на наших улицах стало больше велосипедов и самокатов? Многие из них были куплены через интернет еще в феврале–апреле. Тогда количество заказов в категории «Спорт и отдых» выросло почти на 45% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, – отметил наш эксперт. – Почти в 3 раза выросли продажи фитнес-браслетов и умных часов, которые помогают определить пройденное расстояние, пульс и другие важные показатели. Средняя стоимость такого устройства – 45 руб. Заказы на них продолжают поступать. Сидя на самоизоляции, наши мужчины заказывали по интернету еще и эспандеры, гири и штанги – вещи, прямо скажем, незаменимые в условиях ограниченности передвижений.
«Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало!» – вздыхали наши сердобольные бабушки. Современные родители, занятые на дому, на удаленке, выполнением своих рабочих обязанностей, ушли еще дальше: «Лишь бы дитятко не доставало!». И стали покупать наследникам в интернете (заметьте, полезную, развивающую!) всякую-всячину.
– В лидерах продаж детские конструкторы. Только за три первых месяца продано более 2,5 млн штук, – рассказывает Максим Маринич. – Заказывают игровые и развивающие наборы, а также мягкие игрушки, роботов-трансформеров, кукол-пупсов.
Да и сами взрослые не прочь поиграть. Во время самоизоляции они открывают новые хобби: на 16% выросло количество заказов настольных игр. В топ покупок – художественная литература, пазлы, картины по номерам, пряжа, видеоигры и джойстики.
В числе взрослых игрушек – гаджеты: из закупаемой онлайн-техники и электроники самые высокие продажи наушников и гарнитуры. Их заказывали почти на 45% чаще, чем год назад. В топ также мобильные телефоны, портативные колонки, телевизоры, экшен-камеры и блендеры: хороший коктейль из фруктов с мороженым поднимает настроение.
Кстати, виртуальная потребительская корзина из раздела техники и электроники стала объемней, но дешевле. За один «поход» по интернет-магазинам белорусы часто укладывают в корзину сразу несколько вещей, но средний чек одной покупки, в которой может быть одна или несколько вещей, упал на 13%: с 167,8 до 146 руб. Конкуренция виртуальных магазинов помогает покупателю экономить.
Россияне также любят заняться виртуальным шопингом, тем более что до недавнего времени у них был жесткий карантин. Например, как отмечает популярный у соседей Ozon, с марта продажи женских рубашек выросли на 240% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а мужских – на 358%. А вот средненедельные продажи мужских брюк упали на 15%, а женских – на 11%. Возможно, многие предпочитают разговаривать по скайпу и прочим видам видеосвязи, потому штаны стали не столь популярны.
По всей видимости, наши соседи, особенно молодые пары, занялись укреплением семейных отношений: продажи эротического белья выросли на 120%. Так как многие российские парикмахерские закрылись, в марте-апреле продажи машинок для стрижки подскочили почти на 300% по сравнению со средним показателем продаж в период стабильного спроса в 2019 году. Кроме того, пользователи приобретают универсальные триммеры для стайлинга, воск и гели, а также наборы специальных щеток для ухода за бородой и усами. А россиянки решили остаться с хорошим маникюром и начали активно закупать лампы для его сушки и маникюрные аппараты, гель-лаки, пилки, питательные кремы для рук и ногтей, а также маски для рук в виде кремов и перчаток. Вместе с тем, по данным «Беру», находясь в режиме самоизоляции, россиянки стали реже покупать зеркальца, помады, кисточки и спонжи для макияжа. Уже не столь популярны и ювелирные украшения. Еще не пришло время блистать.
Онлайн-шопинг не всегда доставляет радость.
Не так давно в одном интернет-магазине знакомая сделала копеечную, в районе 10 рублей, покупку: черная хозяйственная сумка, фиолетовые орхидеи на которой, что называется, легли на сердце и заставили сделать предоплату. Идя с работы, она положила в нее продукты, приобретенные в гастрономе, а ее ручка сразу и отклеилась: пришлось нести продукты под мышкой. Видимо, клей был конторский. Во всяком случае – некачественный. В пункте выдачи товара, где, кстати, никогда не давали товарных чеков о покупке, с которым можно было бы идти с претензией, ей предложили выслать фото сумки в интернет-магазин. Пришла, сфотографировала. Выслала. Пожаловалась. Условный ответ нашла несколько дней спустя – в кучке инструкций, где была лишь выдержка из документа, суть которого: товар был в пользовании – какие претензии? Ни «здравствуйте», ни «рассмотрели». Короче, деньги наши берут с удовольствием, но чеков-документов о продаже не дают. И разбираться с претензиями не хотят: мол, сами виноваты.
Но, как говорится, есть справедливость на свете. Интернет-магазину прилетела ответка. Правда, с другой стороны.
Как сообщила пресс-служба Министерства антимонопольного развития и торговли (МАРТ), по результатам рассмотрения обращений граждан о непредоставлении возможности оплатить товары, заказанные в интернет-магазине wildberries.by, в наличной форме, МАРТ установлено нарушение ООО «Вайлдберриз» требований пунктов 1, 2 статьи 9-1 Закона «О защите прав потребителей» и пункта 29 Правил продажи отдельных видов товаров и осуществления общественного питания. МАРТ выдал этой организации предписание об устранении нарушений законодательства. Однако поступающие в МАРТ обращения и соответствующая информация на сайте интернет-магазина показали, что нарушитель ненадлежащим образом отнесся к предписанию. Не принял меры по устранению нарушений, отмечается в сообщении МАРТ.
В министерстве напомнили: во-первых, ответственность за неисполнение (ненадлежащее исполнение) предписания государственного органа предусмотрена статьей 23.1 КоАП Республики Беларусь, во-вторых, ответственность за нарушение законодательства о торговле и защите прав потребителей – статьей 12.17 КоАП Республики Беларусь. Поэтому вызвало должностное лицо организации для составления протоколов об административных правонарушениях. Спасибо, МАРТ!
Тамара Медведева