«Оскар-2020» оказался действительно историческим. Не только по одному из лучших в ХХІ веке составу номинаций, но и по распределению призов. Шутка ли, впервые за все время существования награды Американской киноакадемии приз за лучший фильм достался картине, снятой не на английском языке, а на весьма экзотическом, корейском!
Но обо всем по порядку. Расклад номинантов на лучшую картину в этом году одновременно как радовал разнообразием и богатством имен режиссеров, так и ставил перед голусующими академиками довольно нетривиальную дипломатическую задачу. В эру повсеместного господства стриминговых компаний (в этом году Netflix поставил две из номинированных девяти лент) и довлеющих в последнее время над американским кинематографом политкорректности и инклюзивности сделать выбор в сторону классической и мужской картины вроде «1917» (она ожидаемо победила в операторской и паре технических номинаций) Сэма Мендеса, «Однажды… в Голливуде» Квентина Тарантино или «Джокера» Тодда Филлипса было бы вызывающе старомодным. Выбрать же лучшей картиной поставленных прекрасной Гретой Гервиг «Маленьких женщин» или один из фильмов Netflix («Брачная история» Ноа Баумбаха и «Ирландец» Мартина Скорсезе) было бы несправедливо (при всем очаровании этих картин, на общем фоне они бледноваты). Чтобы не прослыть консерваторами, академики решили призвать варяга… из Южной Кореи. Благо «Паразиты» Пон Чжун Хо действительно выдающийся фильм, который стал одним из самых кассовых победителей Каннского фестиваля. Эта картина поднимает вечную и в то же время набирающую актуальность тему классового расслоения. Все более дрейфующему при президенте Трампе в левую сторону голливудскому бомонду разговор о неравенстве и взаимном паразитизме имущих и бедняков оказался как никогда в строку. Тем более фильм Пон Чжун Хо, в отличие от спекулирующего на этой же теме «Джокера», показывает эту проблему не со стороны белых, а этническое разнообразие тут весьма приветствуют. И вот «Паразиты» получают четыре статуэтки: как «Лучший международный фильм» (раньше эта номинация называлась «Лучший фильм на иностранном языке»), «Лучший оригинальный сценарий», «Лучшая режиссура» и собственно главный приз. Любопытно, что сорвать призовой джекпот Чжун Хо удалось только сейчас и на родном материале, несмотря на то, что до «Паразитов» режиссер работал с американскими и британскими кинозвездами в антиутопии «Сквозь снег» и экологической сказке «Окча».
Актерские номинации в этом году были куда более предсказуемыми. Хоакину Фениксу за выдающийся перфоманс в «Джокере» все сулили статуэтку досрочно, сразу после премьеры ленты на Венецианском фестивале. Рене Зеллвегер мастерски перевоплотилась в Джуди Гарленд в байопике о жизни звезды «Волшебника страны Оз» и получила свою вторую в жизни статуэтку, но тут стоит учитывать огромную любовь Голливуда к собственной золотой эре и ее легендам. Призом за «Лучшую мужскую роль второго плана» в этом году наградили вечно молодого Брэда Питта за исполнение роли каскадера Клиффа Бутта в «Однажды… в Голливуде». Награда (а это его первый актерский «Оскар») выглядит как приз по совокупности заслуг, так как назвать его роль второстепенной крайне сложно. «Лучшую женскую роль второго плана» в этом году взяла Лора Дерн, сыгравшая стервозного адвоката в «Брачной истории».