Погода, Беларусь
Главная Написать письмо Карта сайта
На заметку потребителю
>>>
Специальный проект
>>>
Люди в белых халатах
>>>



Экономика

№13 от 29 марта 2012 года

Cобаки лают, караван идет
Cобаки лают, караван идет
Итак, в конце минувшей недели Евросоюз принял-таки противоречащее здравому смыслу решение о введении экономических санкций против Беларуси. Они касаются, в частности, таких крупных белорусских компаний, как «Трайпл», «Белтелеком», «Белтехэкспорт» и других. По мнению евроминистров, эти компании являются «спонсорами режима Лукашенко». Даже оставив в стороне вопиющую абсурдность подобной аргументации (можно подумать, что «Мерседес-Бенц» или «Бритиш петролеум» не платят налоги в германскую и британскую казну, то есть не поддерживают действующую власть), очевидна экономическая несостоятельность позиции Евросоюза.
Во-первых, бизнес затронутых санкциями компаний не зациклен исключительно на странах Европы, а в достаточной степени диверсифицирован. Поэтому, несмотря на возможные потери (которые, к слову, затронут в первую очередь отнюдь не руководителей, а многотысячные трудовые коллективы и, соответственно, членов семей работников, не говоря уже о «бюджетных» врачах, учителях и т.д., финансирующихся за счет налоговых поступлений от валообразующих предприятий), работать они продолжат. Более того, рискну предположить, что санкции только подтолкнут их активнее осваивать новые рынки.
Во-вторых, санкции непосредственно ударят по европейским партнерам белорусских компаний. Причем в данном случае речь идет не только об отдельных фирмах, но целых государствах. Например, литовские предприниматели подсчитали, что в результате действий Евросоюза экономике Литвы будет нанесен ущерб в размере 7 млрд литов, что, по их мнению, вызовет «катастрофические последствия для всех отраслей».
В свою очередь председатель Союза свободных профсоюзов Латвии Петерис Кригерс отметил: «Не будет оживления на латвийско-белорусской границе, в нашей стране ощутимо повысится безработица, сократятся услуги транзита по железной дороге и у автоперевозчиков, в портах остановятся грузовые краны, и Латвия, до конца еще не выкарабкавшись из одного кризиса, под знаменами капризов Европы браво вступит в новую волну упадка».
К сказанному латвийским профсоюзным лидером добавить в общем-то нечего. Воистину политические шоры закрывают экономическую реальность. А она, как справедливо заметил Кригерс, заключается в том, что белорусские товары и услуги все равно будут поступать в европейские страны, «разве что немного более длинным путем, но совершенно беспрепятственно и легально». Ибо законы экономической целесообразности не дано опровергнуть никакими решениями никаких евроминистров.
Если евросоюзовские санкции в принципе не явились неожиданными (о возможном их введении говорилось уже достаточно), то сюрприз в минувший понедельник преподнесли авиационные власти России: Росавиация в одностороннем порядке отозвала разрешение на выполнение национальной компанией «Белавиа» регулярных рейсов по маршруту Минск — Москва.
Честное слово, создается впечатление, что четко выраженная президентом и главой правительства России позиция в отношениях с партнером по Союзному государству и Таможенному союзу, коим является Беларусь, для чиновников в российских ведомствах является не более чем ни к чему не обязывающей декларацией. В самом деле, не успели просохнуть чернила под подписями глав государств ЕврАзЭС о решении активизировать работу по созданию Евразийского экономического союза (читай: о переходе на более высокую ступень экономической интеграции), а Росавиация делает шаг в прямо противоположном направлении.
Мало того, что там забыли о действующем межправительственном соглашении о воздушном сообщении и сотрудничестве в области воздушного транспорта от 12 декабря 1997 года, об интересах 180 пассажиров, которые были вынуждены коротать время в Национальном аэропорту Минск вместо того, чтобы заниматься неотложными делами в Москве, так не подумали даже об экономической составляющей своих действий. Ведь в качестве причины отмены разрешения Росавиация выдвинула требование снять все ограничения как в плане назначенных перевозчиков, так и количества рейсов российских авиаперевозчиков в Минск. Разумеется, «Белавиа» не могла пойти на это, поскольку в рамках упомянутого соглашения должен соблюдаться принцип коммерческого паритета. Хотя, замечу, белорусская компания в интересах именно пассажиров пошла на компромисс с российской стороной и выдала временное разрешение на выполнение полетов в Минск.
Экономический же аспект проблемы заключается в том, что средняя загрузка 8 рейсов между Минском и Москвой, которые до сих пор выполняли все российские и белорусские авиаперевозчики, составляет всего 55%. «Это крайне низкая цифра для эффективной эксплуатации рейсов, которая показывает, что существующие провозные емкости завышены», — отметил заместитель генерального директора «Белавиа» Игорь Чергинец. Иными словами, дальнейшее увеличение частоты рейсов приведет к еще большему снижению их экономической эффективности. Спрашивается, где же логика в действиях Росавиации?
А между тем экономическая жизнь в Беларуси идет своим чередом. Президент провел совещания с руководителями регионов страны, на которых обсуждались насущные вопросы: привлечение инвестиций, подготовка к посевной, сокращение складских запасов и др. Разговор был жесткий, но предельно деловой. Да это и понятно, ведь экономика страны, несмотря ни на какие санкции и казусы, продолжает поступательное развитие.


Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике

Многие предпочитают брать не кредит на крупные покупки, а пользоваться картами рассрочки. Рассказываем, почему вы платите за них банку мизер, и что будет, если вовремя не погасить долг.

Эксперт отвечает на три простых вопроса о банковских вкладах. Узнайте, как правильно выбрать депозит, чтобы максимально на нем заработать.

Нацбанк утвердил инструкцию о порядке валютно-обменных операций для физлиц и юрлиц на внутреннем валютном рынке. Что это изменит для каждого из нас?


Эксперт дает прогноз о том, что будет происходить с ключевыми валютами в июне.