Черная магия, поиск сокровищ, петушиные яйца, заговоры чернокнижника, оборотни и драконы… Нет, это я не об очередном романе Джоан Роулинг. Я о спектакле Купаловского театра по роману белорусского классика Яна Борщевского «Шляхтич Завальня, или Беларусь в фантастических повествованиях».
Не читали Борщевского? Обязательно восполните этот пробел! Чтобы не говорить потом, что «нет белорусской литературы». Есть! Да еще какая!
Собираясь в театр, очень переживала, что билеты «с ограниченным обзором сцены» не дадут в полной мере насладиться действием. Однако уже на второй минуте спектакля эта мелочь не имела никакого значения. Режиссер Елена Ганум буквально с порога вводит зрителя в гипнотическое состояние – музыкой, танцами, странными репликами героев… Настоящий психодел – в хорошем смысле этого слова.
Действие происходит на севере Беларуси. К шляхтичу Завальне из Петербурга приезжает племянник Ян. Он появляется как раз в том самый момент, когда над родными краями нависла опасность. Узнав, что возлюбленная Амелия обручилась с его лучшим другом Альбертом, Ян сильно расстроился. Однако решил все же возобновить отношения с «предателями». Вскоре выясняется, что возлюбленную нужно немедленно спасать...
В доме пана Альберта странный гость – психиатр Шельмер, с появлением которого в местечке стали происходить странные вещи. На танцевальных вечерках один из парней внезапно превращается… в волколака! Рыбак вылавливает в пруду огромную рыбу… на двух ногах!
То, что действие происходит во время Колядок, напоминает гоголевские «Вечера на хуторе близ Диканьки». Только с белорусским колоритом. Потрясающая эстетика, созданная художниками Екатериной Шиманович и Сергеем Ашухой, дополняет спектакль «вкусными» деталями: огромный петух на заднем плане глядит на зрителя своим глазом-луной, сыплющиеся с неба черные яйца, камыши вокруг озера и даже летающий по небу дракон!
Игра актеров завораживает. Как идет роль злодея Ивану Трусу, сыгравшему доктора Шельмера! А неподражаемый Александр Казелло в роли Белой Сороки – это вообще отдельное представление! С его появлением на сцене зал замирает. Как он пластично двигается – в кожаном костюме, на высоких каблуках… И этот потрясающий «картавый» акцент, который отсылает нас к образу Екатерины II, желающей захватить белорусские земли…
В суете мистических событий герои обсуждают проблему белорусской идентичности: кто же мы на самом деле? Белорусы, литвины, кривичи? Правда, серьезные диалоги не воспринимаются серьезно. Акценты будто смещены – нарочно или нет? Возможно, задумка Елены Ганум была именно таковой: сделать легкий атмосферный спектакль. Мы же не пытаемся искать глубокий смысл в произведении «Вечера на хуторе близ Диканьки»?
В любом случае спектакль получился интересный и яркий. И полный зал к концу спектакля – верное тому подтверждение. Этакий белорусский «ужастик», как выразился один из школьников, сидевших по соседству со мной. Так здорово, что это было сказано подростком не о нашумевших блокбастерах «Пила» или «Звонок», а о нашем родном «Завальне»…
Ян Борщевский: «Чудеса можно понимать сердцем, а не наукой»…