Хочу поделиться своим мнением о фильме, который представили на зрительский суд не сегодня. Киноповествование «Тайна Антуана Ватто» французского режиссера Лорена де Бартилья увидело свет больше десяти лет тому назад. Попалась эта лента на глаза совершенно случайно, между делом, как это часто бывает. Я была невероятно очарована ею, и мне искренне жаль, что «Тайна…» прошла мимо широких зрительских масс, оставшись отрадой для киногурманов, услаждающих свои «синемарецепторы».
Фабула. Служащая и параллельно учащаяся на факультете истории искусств хрупкая, но неукротимая Люси Одибер одержима биографией французского художника Антуана Ватто, умершего от туберкулеза в 36 лет. Его работы настолько привлекают девушку, что она пишет курсовой проект по мотивам его жизни и творчества. Но не трагическая смерть художника волнует Люси, а загадка дамы, постоянно изображаемой Ватто. Она прекрасна, но всегда, на всех рисунках и картинах – только спиной! Кто эта женщина? Что она значила для художника?! Одибер убеждена: тут есть какая-то тайна и ее непременно нужно раскрыть, установив личность незнакомки. Люси готовит презентацию своих изысканий, но натыкается на насмешки профессора Жана Дюссара. Он, как оказывается, и сам «болен» Антуаном Ватто. Причем настолько погружен в атмосферу волнующей темы, что пожертвовал ради нее даже личной жизнью.
Сильви Тестю и Жан-Пьер Мариэлль отлично воплотили образы студентки и профессора. Им веришь от и до. И профессору, смесь чувств которого к Люси пестрит противоречиями: от раздражения, что она его не слушает, до восхищения, что... она его не слушает! И студентке, которая получает предупреждение: можно потратить всю жизнь на поиски и догадки, но так ни к чему и не прийти. Ничего не найти и даже все потерять! Но уже поздно…
В ленте есть и другие сюжетные линии, в том числе драматичная, с немым уличным мимом Винсентом – второстепенным, но очень колоритным персонажем. С ним у Люси завязываются странные отношения, которые так же странно и заканчиваются. При этом следует признать: хотя в фильме и полно персонажей, по-настоящему главных героев всего два – Люси и сам Антуан Ватто. Художник незримо сопровождает Одибер во всех ее «путешествиях во времени». Он то насмехается над ней, дразнит, когда поиски приводят в тупик, то дает ей какие-то полунамеки на разгадку.
Возможно, кто-то увидит в фильме схожесть со знаменитым «Кодом да Винчи», и это сравнение окажется не на руку «Тайне…». Но мне работа де Бартилья понравилась больше, чем режиссера «Кода…». У Рона Ховарда преобладает внешнее: интриги, погони, «стрелялки-рубалки». «Код да Винчи» – это триллеробоевик чистейшей воды. У Лорена детективная составляющая – лишь одна из граней. Внутреннего, живого, пульсирующего – больше. Драматичное мировосприятие Люси, продающей чуть ли не душу ради идеи. Хитроумный Ватто, который смотрит на зрителя только через свои картины, наблюдая, удастся ли хоть кому-то разгадать его загадку. Дюссар, отдавший жизнь на поиски ответов, но в результате получивший еще больше вопросов. Наконец, Винсент, неизвестно откуда появившийся в этом мире и не нашедший в нем места. Они все платят высокую цену за свои мечты и ожидания.
Если вы хоть немного любите живопись, посмотрите этот фильм. Почувствуйте. Проникнитесь. Оцените… Я не скажу вам, отыскала ли незнакомку Одибер.
Гюстав Флобер: «Художник должен присутствовать в своем произведении, как Бог во вселенной: быть вездесущим и невидимым».