Август, 1969 год. Менее месяца назад человек впервые ступил на Луну, в штате Нью-Йорк проходит самый знаменитый в истории человечества музыкальный фестиваль «Вудсток», а в киноиндустрии США вовсю идут большие перемены, которые похоронят под собой старую студийную систему и дадут жизнь такому явлению, как «Новый Голливуд».
Про это время конца надежд и начала разочарований снял свою девятую полнометражную картину «Однажды... в Голливуде» Квентин Тарантино. Нового фильма Квентина ждали четыре года, активно обсуждая каст (надо же, главные экранные красавцы последнего времени Брэд Питт и Леонардо Ди Каприо впервые играют вместе), историческую канву событий и заявления режиссера о том, что этот фильм будет предпоследним (а в случае большого успеха и последним) в его фильмографии.
И вот 8 августа 2019-го, в день 50-летней годовщины происходящих в нем событий фильм вышел на экраны и... оправдал ожидания поклонников мастера. В центре сюжета – два друга, выходящая в тираж звезда второсортных вестернов и шпионских боевиков Рик Далтон (Ди Каприо) и его дублер и каскадер Клифф Бут (Питт). Игравший прежде крутых парней Далтон нынче перебивается ролями стереотипных злодеев в дешевых сериалах про Дикий Запад (предложение играть в спагетти-вестернах, поступившее от продюсера Шварца, окончательно его деморализует), постоянно пьет и плачет. Но пока еще может позволить себе жизнь в особняке к северу от Беверли-Хиллз, по соседству от находящегося в зените славы режиссера Романа Полански (Рафал Завируха) и его молодой беременной супруги, красавицы актрисы Шерон Тейт (Марго Робби). Бут, ветеран Второй мировой войны, красавец-спецназовец, вынужден жить в трейлере с собакой, питаясь полуфабрикатами. И во многом крутизна (в одном из эпизодов фильма он намнет бока самому Брюсу Ли) образа героя Питта, вкупе с его же неустроенностью, непониманием происходящих в обществе (проклятые хиппи – любимое ругательство героев фильма) и кинематографе перемен является двигателем картины. Так, катаясь в фрустрации по Лос-Анджелесу, он подбирает на дороге очаровательную автостопщицу (Маргарет Куэлли) и подвозит ее до знаменитого ранчо Спэн, где в свое время снимали вестерны, в том числе и с участием Далтона и Бута, а сейчас живет под предводительством Чарльза Мэнсона странная коммуна хиппи, которой предстоит сыграть роковую роль в судьбе Тейт и Полански да и всей эпохе шестидесятых…
Тарантино, на мой взгляд, с огромной любовью и мягкой иронией относится к своим героям и эпохе, их породившей, когда в финале происходит определенный сюжетный твист, кажется, что переписывание реальной истории (а к этому режиссер подходил еще в «Бесславных ублюдках», сжигая Гитлера в кинотеатре) здесь нужно не для сюжетной увлекательности и зрительского удивления, а лишь потому, что Квентин воскликнул: «Остановись, мгновенье, ты прекрасно!»…
Андрей Тарковский:
«Ни одно из искусств не может запечатлеть время, кроме кино. По существу, что такое фильм? Это мозаика из времени».