Для начала – разберемся в понятиях. Слово «кикшеринг» происходит от английского kick – «пинать, ударять ногой». Новый сервис – прокат электросамокатов – делает доступным удобный вид городского транспорта. Особенно когда речь идет о небольших расстояниях. Взял двухколесник – и покатил с ветерком в нужном направлении! Естественно, не по проезжей части. А только по тротуарам и специально оборудованным велопешеходным дорожкам!
В Минске уже три фирмы занимаются шерингом самокатов. Две из них работают в основном с корпоративными клиентами, а одна, открывшаяся в конце апреля, – со всеми желающими. Причем ребята заявили сразу же о своем проекте как о белорусском стартапе. На то были веские основания: всю технологическую платформу они разработали сами. На это ушло более полугода работы большой команды. Скажем, для подобного рода самокатов нужна «умная начинка», которая изначально не заложена в данное средство передвижения. Чтобы обычный самокат стал кикшеринговым, из него необходимо сделать автономное устройство, которое взаимодействует с платформой – получает от нее команды (например, разблокироваться до начала поездки, заблокироваться по завершении, включить фару и так далее) и передает информацию (о местоположении, заряде батареи, о том, лежит самокат или стоит, не пытаются ли его тащить в заблокированном состоянии и так далее). Чтобы это реализовать, сделали собственный модуль управления самокатами и написали для него софт.
Придуман был и бэкенд – набор алгоритмов, которые обрабатывают всю информацию от устройств, пользователей, платежной системы и т.д. Благодаря им в любое время видно, что происходит с каждым самокатом.
Ребята, по сути, создали то, что уже давно есть в столицах крупных европейских городов. И тут понеслось! На форумах о кикшеринге не высказался разве что ленивый: «цены заоблачные», «на самом деле самокат стоит 80 рублей и окупает себя за 45 часов аренды», «сервис годится только для хипстеров и мелких, которые не считают родительских денег», «вот-вот бизнесмены прогорят и фирма закроется»… В общем, любят наши люди поставить подножку в самом начале пути. Встанешь потом на ноги – твоя удача, а не повезет – спишут на отсутствие бизнес-жилки.
Между тем кикшеринг набирает обороты по всему миру и завоевывает целые города: Париж, Таллинн, Вена, Рига. Кстати, и в Гродно планируют в ближайшие дни начать тестирование самокатов. Международный сервис Bolt констатирует: это дело дает очень неплохой бизнес-результат.
В минской компании по кикшерингу рассказали, что в последнее время пользователи готовы даже бронировать самокат. Это и правда полезная фича (на жаргоне программистов – дополненная возможность. – Прим. автора). Например, вы видите на карте самокат в 5 минутах ходьбы от вас и хотите быть уверены, что успеете им воспользоваться раньше других.
«Возможность брони самоката появится в одном из ближайших обновлений. А они у нас происходят регулярно, – сообщила Юлия, представитель сервиса. – Что касается ценовой политики, о которой постоянно спрашивают, то мы, безусловно, над ней думаем. Надеемся со временем сделать тарифную линейку более комфортной».
Николай Пузевич, клиент кикшеринга:
«У меня есть обычный самокат, механический. Практичен в использовании: сложил – и покатил за собой. Хотя услугой кикшеринга тоже пользуюсь. Это несколько другие ощущения, когда едешь на электросамокате и не прикладываешь дополнительные усилия. Это очень удобно. Встал утром, настроение плохое. Сел, поехал – классно! И сразу настрой изменился! Да, немного дороговато: за 45 минут – 17 рублей. Но надеюсь, что со временем тарифы понизятся. Конечно, есть еще шероховатости в непривычном для нас сервисе. Вот, скажем, сегодня были нелады с оплатой. Ехал на самокате, периодически приостанавливал аренду, а у меня почему-то не сняли деньги с карты. Но это вовсе не моя вина, что платеж где-то завис. А потом я снова катался и захотел остановиться. Но не смог блокировать аренду. Потому что кнопка была выключена. Неприятные ощущения: стоишь, а «таксофон» тикает, деньги набегают. Понимаю, что ребята таким образом хотят обезопасить себя от неплательщиков. Но мне как пользователю это неудобно. Я написал в техподдержку. Извинились, все объяснили… Как бы то ни было, я искренно желаю ребятам успеха в их деле. Они молодцы, не побоялись, рискнули! Обидно видеть на форумах не слова поддержки в их адрес, а злопыхательства, порой даже оскорбления. Видимо, таков наш менталитет… Друг приехал из Штатов и говорит, что там самокаты на каждом шагу. Они экологичны, демократичны и отвечают духу свободы любого большого города. Думаю, что и у нас перспективы для подобного бизнеса прекрасные».
Алгоритм работы:
Скачиваете приложение, ищете на карте ближайший свободный самокат. Затем сканируйте QR-код на руле самоката, убираете подножку, отталкиваетесь и нажимаете рычаг газа. После окончания поездки ставите самокат на подножку в удобном для вас месте. Нажимаете кнопку «Завершить». Хорошо бы сфотографировать самокат через приложение, чтобы служба поддержки компании знала, что у вас все в порядке.
На городских велопарковках (там самокат никому не будет мешать, и следующий пользователь легко сможет его найти). Можно и в других общественных местах, главное – чтобы самокат не блокировал автомобили, не мешал прохожим, транспорту и коммунальным службам. Для этого приспособлены парки, велопарковки торговых центров.
Нельзя парковаться на частной территории, на закрытых парковках, в узких проездах и проходах, в подъездах домов, в подземных переходах, под мостами.
В Беларуси старт поездки – 2 рубля, каждая последующая минута – 30 копеек. В Вашингтоне – 9$ в час. В Москве действует два тарифа: почасовой и дневной. Час проката электросамоката обойдется в 100 российских рублей, весь день – в 450 российских рублей. Кстати, у соседей-украинцев подобного сервиса еще нет.
Интересные факты
Если самокат стоит в гордом одиночестве, это еще не значит, что он ничейный. Неужели кто-то думает, что столь дорогостоящие вещи могут валяться, как камешки на дороге? Кстати, цена такого чуда техники – от 900 рублей и выше.
В Минске в последнее время участились случаи хищения подобного транспорта.
«Только за два дня – 5 и 6 июля – зарегистрировано семь краж электросамокатов на улицах», – отметили в Следственном комитете.
Как известно, все эти взрослые «игрушки» оборудованы GPS-антенной, которая передает информацию о местоположении службе поддержки организации. То есть ее работники всегда видят, где находится самокат. Поэтому воровать их бессмысленно.
«Из 7 украденных самокатов 4 найдены. Люди будут привлечены к уголовной ответственности. Остальных ищут и, не сомневаюсь, вскоре найдут», – пояснила Юлия, представитель сервиса.
Следователи предлагают арендодателям размещать на самокатах информацию об их принадлежности и правила пользования.
«Это позволило бы гражданам сразу узнать о том, что данное средство передвижения является собственностью конкретной организации», – подчеркивают в СК. Готовится представление в адрес организации, оказывающей услуги кикшеринга.
«Фиксируются случаи, когда в ходе разбирательства выясняется, что ответственные граждане, в основном пожилые люди, забирают «найденную» вещь, чтобы уберечь от похищения. В таких ситуациях уголовные дела не возбуждают, однако следственно-оперативные группы выбывают на места по этим сообщениям. В результате на установление всех обстоятельств затрачиваются значительные ресурсы, в том числе человеческие и временные», – считают в СК.
На прилавках наших магазинов часто – не отечественные плоды. Что делать в такой ситуации белорусскому фермеру, решившему выращивать сады? А таких у нас почти половина!