Умеют белорусы работать: качество подготовки и проведения II Европейских игр в Минске высоко оценили во всем мире. Умеют и отдыхать: прошедшее «Купалье» в Александрии в этом году – тому подтверждение. Конечно же, не все белорусы имели возможность принять участие в масштабном празднике, но 100 тыс человек – цифра довольно внушительная, которая говорит о том, что популярность фестиваля на берегу Днепра с каждым годом только растет. Набирает обороты и «Славянский базар» в Витебске: только приезжих гостей в этом году ожидается около 300 тыс. человек, не считая традиционную белорусскую аудиторию. Первые аккорды музыкального фестиваля в Витебске прозвучали еще в июле 1992-го. Новый музыкальный форум пришел на смену фестивалю польской песни. Центральным событием немногим более четверти века назад стал конкурс молодых исполнителей, который собрал тогда на одной сцене участников из Беларуси, России, Украины и Польши. На первых порах своего существования программа «Славянского базара» могла уместиться на одном листе бумаги. Но со временем фестиваль стал притягивать множество звездных имен, и теперь количество проектов даже сложно подсчитать: помимо традиционных концертов – театральные представления, кинопремьеры, чтения стихов, мастер-классы, оригиналы Шагала, площадь звезд... Есть и еще одна огромная заслуга уже всемирно известного фестиваля в Витебске: благодаря ему, как сказал Александр Лукашенко на одном из открытий, мир знакомится с Беларусью – чистой, светлой Белой Русью, с ее национальной культурой и гостеприимным народом.
В чем же секрет растущей популярности наших творческих и национальных фестивалей? Прежде всего в том, что в конкуренции с другими международными мероприятиями подобного уровня они не превратились в шаблонные и однообразные действа, а сформировали свой неповторимый характер. Разные виды искусств, сочетание нацио-
нальных славянских традиций и новых творческих подходов, открытость и демократичность – это то, что всегда покоряет сердца зрителей и участников. Плюс на гостеприимной земле всегда особенно проявляется, как сказал Президент, феномен силы притяжения малой родины и восточнославянского родства. Действительно, три нации переплетены историческими, родственными и духовными корнями – такое сочетание «обречено» только на развитие. Несмотря на все перипетии истории и политические коллизии, наши народы сумели сохранить единство, ведь все сегодняшние проблемы и недопонимания сотворили не они, а так называемые «сильные мира сего» и политики – им отвечать перед людьми. Простым славянам сегодня нечего делить, так уж распорядились судьба и история. Наши ближайшие соседи постоянно отмечают не только чистоту и красоту белорусской земли, но и находят у нас что-то близкое для себя, то, что напоминает им свою родную землю.
Теперь о насущном. То здесь, то там периодически приходится слышать о целесообразности проведения подобных мероприятий, мол, дорого. Да, все крупные спортивные, общественно-политические и культурные мероприятия стоят недешево. А если делать это на мировом или европейском уровне: чемпионаты мира и Европы, те же Европейские игры или «Купалье» в Александрии, – и делать так, чтобы граждане страны и гости были под впечатлением долгое время, то еще дороже. Все хорошее стоит дорого, и это трудно оспаривать. Некоторые скажут: а зачем? Что, деньги некуда девать? Есть куда девать и деньги, они никогда не бывают лишними. Только если думать о долгосрочных перспективах развития государства, постулаты доморощенных экономистов в таких масштабах не срабатывают. Понятно, что если отдал на Комаровке деньги, то надо сразу же получить что-то взамен, по-другому и невозможно. Но в нашем случае так не получится. Те, кто способен смотреть далеко вперед, понимают, что время – тоже деньги. И оно работает на нас: ведь инвестиции и выгодные масштабные проекты не хлынут в страну «по щучьему велению» или чьему-то хотению. Механизм «отдачи» работает во всем мире одинаково. Инвесторам, как правило, открывают двери политики: именно они первыми идут на контакт, прокладывая дорожки для сотрудничества. Только потом приходит капитал, но он приходит очень осторожно: инвесторы не будут вкладывать деньги наобум, им нужна точная информация о положении дел в стране и ее потенциальных возможностях. Любое заинтересованное государство должно с этой информацией помочь, используя свои рычаги на всю катушку – чем быстрее, тем лучше, и все окупится сторицей. Деньги считать, конечно, нужно, но лишние эмоции стоит попридержать, ведь речь идет о формировании положительного имиджа страны, который будет пропуском к заветным результатам.
Уже в начале 2020-го белорусские врачи-инфекционисты знали: появление у нас первого зараженного COVID-19 – только вопрос времени. Поэтому год назад, ночью 27 февраля, главврач Городской клинической инфекционной больницы Николай Юровский, услышав в телефоне голос министра здравоохранения, сразу понял: ковид пришел! Вызвал такси и через несколько минут был на работе.