Каждый день люди попадают в беду. И каждый день им на помощь с сиренами выезжают или машины скорой помощи, или сотрудники МЧС – все те, кому по долгу службы доверено спасать. В критических ситуациях время идет на секунды. Но все ли это понимают и готовы уступить дорогу спецтранспорту с включенными маячками? Мы отправились в совместный рейд с ГАИ Партизанского РУВД и Партизанским РОЧС столицы.
Как пояснил в начале нашего рейда заместитель начальника отдела ГАИ Партизанского РУВД Минска Андрей Шуканов, основная цель акции «Уступи дорогу спецтранспорту» – контроль соблюдения участниками дорожного движения правил по обеспечению беспрепятственного проезда транспортных средств оперативного назначения.
…Последние приготовления завершены. Два автомобиля (МАЗ спасателей и машина ГАИ) готовы к отработке акции по минским дорогам. В кабине МАЗа – представитель ГАИ, который по рации передает экипажам марку, модель и госномер не пропустившего автомобиль МЧС нарушителя. Инспекторы, следующие немного позади, будут останавливать его и привлекать к ответственности. Кстати, для проведения акции мы выбрали время, когда дороги относительно свободны, – 11.30 утра: это и не обед, и домой еще никто не спешит. Следовательно, водителям ничего не будет мешать пропустить спецтранспорт: полосы не загружены. Но что мы получили в результате?
Выезжаем. Оглушающая сирена просто перекрывает шум города. По-моему, не услышать ее невозможно, пусть даже у вас закрыты окна в авто и играет музыка в салоне. Проехали несколько перекрестков, с радостью отмечаю: большинство водителей, заслышав сирену пожарки, ускоряются и принимают правее. Но не проходит и пяти минут, как буквально наперерез МАЗу перестраивается белый БМВ. Хорошо, что многотонной машиной управляет профессионал и вовремя нажимает на тормоз. Сотрудник ГАИ останавливает водителя и интересуется: чем вызван его опасный маневр? Неужели не слышно, что пожарные спешат на вызов?
– Мужик, ну не слышал. Не видел, – пытается оправдаться нарушитель.
Но как можно не заметить огромную красную машину, сирена которой слышна за квартал? Для меня – это загадка.
– Такие ситуации не редки, – подчеркивает официальный представитель Минского городского управления МЧС Марина Фандо. – Видно, что пожарные спешат на происшествие: работает и звуковое оповещение, и маячки. Но все равно есть такие лихачи, которые стараются обогнать спецтранспорт, проехать быстрее. Представляете: были даже случаи, когда подрезали! Избежать ДТП в таких моментах помогает только высокая квалификация наших водителей, машина ведь тяжелая. Больше 10 тонн!
Не успели мы разобраться с первым водителем, как по рации передали: еще два нарушителя.
– Причина, по которой вы не пропустили спецтранспорт? – задает вопрос инспектор ГАИ девушке за рулем.
– Громко играла музыка, я не слышала сирены, – опустив глаза, вздыхает она.
Второй нарушитель ответил: просто вовремя не сообразил, что машину с мигалкой надо пропустить. А ведь скорость реакции – это основной залог безопасности на дорогах!
Пока сотрудники ГАИ оформляли протокол, через оживленную трассу в неположенном месте решила перебежать женщина. И это у нее почти получилось. Но, заприметив машину ГАИ, женщина тут же повернула обратно. Штраф-то никому не хочется платить. Но, как мне кажется, деньги в такой ситуации – не главное. Будет ли утешением неписаное правило о том, что пешеход всегда прав, когда вы попадете в больницу с травмами? Почему наша сознательность включается только тогда, когда есть вероятность, что за неправильные действия накажут? Наверное, до ответственности еще очень далеко как водителям, так и пешеходам.
О пешеходах надо поговорить отдельно. Ведь это еще одна наболевшая тема для пожарных. «Вчера вечером горела квартира, – вспоминает показательную ситуацию официальный представитель Минского городского управления МЧС. – Наши сотрудники буквально летели на пожар, с мигалками, с сиреной. На одном из перекрестков загорелся красный свет – конечно, МАЗ сбрасывает скорость… Пешеходы, для которых загорелся зеленый сигнал светофора, посмотрели на машину с мигалками и… не торопясь, разговаривая по телефонам, начали переходить дорогу. Только представьте, сколько секунд потеряли пожарные!»
…Доехать до места вызова по дорогам столицы – это не единственная проблема для спецтранспорта. Как пояснила по возвращении на базу Марина Фандо, новый квест начинается в ночное время суток, когда во дворах из-за большего количества припаркованных авто нет возможности быстро проехать к месту пожара.
Она вспоминает случай, когда во время одного из пожаров для того, чтобы попасть в квартиру, нужно было подъехать к балкону, а все пространство оказалось буквально заставлено машинами. Пытались разложить лестницу максимально... Не хватило длины. Пришлось вызывать эвакуатор. Человека из горящей квартиры спасли, но находился он уже в предсмертном состоянии. Еще большее недоумение эта ситуация вызывает потому, что всего в двухстах метрах от дома находится платная стоянка. Однако все жильцы предпочитают припарковаться возле подъезда.
Сейчас при проектировании новых домов вопросу парковочных мест уделяется большое внимание, и специалисты согласовывают с МЧС ширину проезда во дворах, чтобы она была достаточной для транспорта пожарных. А вот во дворах старого типа по-прежнему привлекают эвакуаторы. Очевидно, что таких проблем не было бы, если бы люди стали сознательнее. Как и не было бы оформленных протоколов по итогу нашего рейда. Когда же человек поймет, что единственный шанс сделать мир лучше – начать с себя?
Фото Александра РУДНИЦКОГО, БЕЛТА