– Ой, – только и успевает воскликнуть мама, выхватывая маленького сынишку из-под колес бесшумно пролетающего мимо электросамоката. Я периодически вижу такую картину на проспекте Машерова в Минске. «Древняя» война пешеходов и велосипедистов, похоже, получает следующий виток. Теперь на поле битвы выходят новички – владельцы средств персональной мобильности. То бишь гироскутеров, моноколес, электросамокатов.
Поскольку именно последние получают все большую популярность в крупных городах, поговорим о них. Долгое время электросамокат воспринимался на уровне интересной игрушки. Но постоянное усовершенствование моделей и ухудшение транспортной ситуации в мегаполисах сделали свое дело – легкие и юркие, они постепенно начали рассматриваться как полноценное средство передвижения. Устройства стали складными, появились экологически чистые двигатели, и продуктом заинтересовались крупные компании.
За рубежом электросамокатами активно обзаводятся службы доставки, правоохранительные органы и парки развлечений. Жители крупных городов тоже оценили шустрый способ передвижения в качестве альтернативы автомобилям и наземному транспорту в случае высокой загруженности дорог. Сейчас многие модели имеют отличные характеристики, а некоторым производителям удалось вывести свои устройства за пределы асфальтированных дорог. Например, есть модификации, которые легко разгоняются до 55 км/ч, могут проехать до 100 километров без подзарядки и обладают всеми качествами для обеспечения комфортной поездки по грунтовым дорогам. (Ремарка. Такие самокаты, используемые в городской черте, могут изрядно испортить нервную систему пешеходам, и не только нервную!)
В США, в частности, ажиотаж вокруг электросамокатов привел к созданию крупных сетевых сервисов краткосрочной аренды – кикшеринга. И вот тогда из бочки меда всплыла ложка дегтя. Например, в Сан-Франциско пользователи оставляли самокаты на тротуарах или на проезжей части, прислоняли к скамейкам в парках, блокировали инвалидам въезды на пандусы. Люди ломали ноги в темноте, спотыкаясь о брошенные самокаты, катающиеся на большой скорости врезались в пешеходов или падали с самокатов, не умея толком на них ездить. Владельцы сервиса только пожали плечами, мол, люди схожим образом поначалу реагировали на автомобили, просто потому что привыкли к лошадям. Однако власти городов, в которых работали компании по аренде этой чудо-техники, оказались суровы. Мэрия Сан-Франциско опубликовала постановление, согласно которому за любой оставленный на тротуаре самокат компания-владелец должна заплатить 100 долларов. Улицы мгновенно очистились от разбросанных транспортных средств.
В России тоже столкнулись с проблемой электросамокатов. В конце 2017 года там решили самокаты, гироскутеры, моноколеса не признавать транспортными средствами. Соответственно, людей, которые ими управляют, считают пешеходами, что не совсем верно. Все-таки скорость идущего, даже быстро, человека не равна скорости электросамоката. И, конечно, мнения пешеходов и владельцев гаджетов будут, что называется, по разные стороны баррикад. Особенно если спросить мам карапузов, которые только учатся ходить, или медленно гуляющих пожилых людей и в противовес – самокатчиков, жаждущих пролететь по тротуару с ветерком!
По этому поводу в стране-соседке уже разгораются споры. Электросамокатные страсти накалились, когда недавно такое устройство взорвалось в московской квартире. Итог – выбитые взрывной волной окна, огромная трещина в стене и пожар. В Мосгордуме после этого ЧП предложили запретить мощные электросамокаты в Белокаменной. Над законопроектом уже начали работать. Но…
Вернемся к родным пенатам. Мой приятель, к примеру, ездит на электросамокате на работу уже два года. Только зимой его верный друг «скучает». Покупал устройство в Польше, качеством доволен, аккумулятор работает исправно. Заряжается ночь – хватает на день. С ветерком не носится, пешеходов уважает, хотя мощность модели позволяет развить скорость до 50 км/ч. Едет из Веснянки до станции метро «Пушкинская», доезжает до станции «Могилевская», и оттуда в Чижовку. Говорит, невероятно удобно, самокат в метро сложил, взял под мышку и поехал!
Но пока в Беларуси электросамокаты не стали массовым явлением, хотя ассортимент для покупки уже широк: от дешевых моделей за 200 долларов до элитных стоимостью 2000 «зеленых» и выше. В Минске можно воспользоваться и кикшерингом: от 15 рублей в сутки и от 23 рублей за месяц. Так что популярность электросамокатов будет только расти, как и разногласия по их поводу, которые уже появились в Синеокой. Какую у нас максимальную скорость можно развивать владельцам электросамокатов и других персональных мобильных средств? Где им ездить – по велодорожке, тротуару, проезжей части? Куда звонить, если на тебя наехали на подобном виде транспорта?
За ответами на эти вопросы мы обратились к старшему инспектору по особым поручениям УГАИ МВД Республики Беларусь Александру Шевченко:
– Беларусь не отстает от мировых трендов персональных мобильных средств. Но, к сожалению, их движение законодательно в стране никак не закреплено. Мы понимаем, что вопрос нужно решать уже в ближайшее время. Поэтому МВД в рамках общественного обсуждения проекта Указа Президента Республики Беларусь «Об изменении Указа Президента Республики Беларусь», – которым предусмотрена корректировка Указа от 28 ноября 2005 года № 551 «О мерах по повышению безопасности дорожного движения» – ждало откликов и от владельцев данного вида транспорта.
Публичное обсуждение проходило в интернете на сайте «Правовой форум Беларуси» со 2 по 15 мая 2019 года. Каждый желающий мог оставить свои замечания относительно представленных изменений или внести предложения, не предусмотренные вынесенным на обсуждение проектом. Основное пожелание «электросамокатчиков», в частности, – разрешить им движение на более высокой скорости.
Пока проектом предусмотрено ограничение скорости до 25 км/ч. Двигаться владельцам персональных мобильных устройств необходимо по велодорожкам, а при их отсутствии – по тротуару, пешеходной дорожке или обочине.
Что же касается неприятных происшествий, которые могут произойти, например, наезд на пешехода, то в такой ситуации следует набрать 102. Оператор, принимающий вызов, сам решит, сотрудников каких подразделений направить для рассмотрения ситуации.
+ В среднем развивают скорость 25–40 км/ч, что для городского движения является неплохим показателем.
+ Наличие складного механизма, который упрощает процесс перемещения.
+ На одном заряде аккумулятора легко преодолеть 15–35 километров.
+ Электродвигатели не загрязняют воздух и не шумят.
+ Возможность свободной парковки.
+ Независимость от автомобильных пробок, расписания общественного транспорта и неудобств в час пик.
– При развитии высокой скорости представляют опасность для пешеходов, создают помехи на тротуарах, особенно при большом скоплении людей.
– Опасны при передвижении под дождем и снегом.
– При неправильном хранении и зарядке могут быть взрывоопасны.
– Практически все авиалинии запрещают перевозку этих устройств, в том числе в багажном отсеке.
На прилавках наших магазинов часто – не отечественные плоды. Что делать в такой ситуации белорусскому фермеру, решившему выращивать сады? А таких у нас почти половина!